05.06.2008

Госдуму внесен законопроект по борьбе со спамом

 Депутат Госдумы Сергей Капков выступил с предложением внести поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», согласно распространитель почтовых и электронных сообщений рекламного характера должен будет получить «обязательное» согласие получателя данной информации, а также предоставить ему возможность от писем отказаться, пишут «Новые Известия».

В случае нарушения, например при отсылки почты без предварительного согласия со стороны получателя, отправитель должен заплатить штраф. Для физического лица штраф составит от 300 до тысячи рублей, для должностных лиц –2 тысячи, для организации – 10–50 тысяч рублей.

За сокрытие либо подмену обратного адреса отправителя тоже предусмотрен штраф, поскольку, как считает Сергей Капков, это вводит адресатов в заблуждение. Если рассылка нежелательной почты будет признана массовой, размеры штрафа будут увеличиваться. Юридических лиц предлагается штрафовать на 200 тысяч рублей. По словам автора законопроекта, такие санкции будут применяться в том случае, если спам был отправлен тысяче получателей в течение 24 часов, на 10 тысяч адресов за 30 дней, либо на 100 тысяч в год, пишет издание. Выяснять, а был ли спам, будут милиция и Федеральная служба надзора в сфере связи и массовых коммуникаций.

В 2006 году в закон «О рекламе» была внесена статья, объявляющая спам вне закона. Однако количество мусора в почтовых ящиках не уменьшилось, а скорее наоборот. «Новые Известия» приводят данные Лаборатории Касперского, согласно которым в прошлом году доля спама в почтовом трафике Рунета составила в среднем 79,2%. Чаще всего спам содержит рекламу сомнительных медицинских препаратов, семинаров, тренингов и курсов, туристических услуг, затейливые приглашения на порносайты.

Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Андреев заявил «Новым Известиям»: «По большому счету Интернет в России вообще оказывается зоной вне закона. Да, пункт о спаме есть уже в законе «О рекламе», но я думаю, что он не совсем подходит для регулирования таких вещей во Всемирной паутине. Поэтому создание нового кардинального закона необходимо».

Господин Андреев сомневается в эффективности внесенного законопроекта в случае его принятия: «У нас в России законов много, но суровость их нередко не включает обязательности исполнения».

Интернет-продюсер, преподаватель факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Илья Стечкин отметил изданию: «Нужно вспомнить опыт Америки, которая когда-то боролась с несанкционированными рассылками в реальном, а не виртуальном пространстве (по факсу и почте). Это было движение не сверху вниз, как у нас, а снизу вверх. Спам, прежде всего, задолбал жителей, которые стали искать пути решения проблемы. А наш пользователь обладает очень низким уровнем прикладной сетевой культуры. То есть, большинство отечественных пользователей предпочитают спам тихонько удалять и не компостировать мозг своему почтовому агригатору». Илья Стечкин, тем не менее, считает, что законопроект все-таки может помочь в борьбе с рассылками из России.