28.05.2008

«Виват» умножается в Удмуртии. Пермский ритейлер поглотил ижевскую сеть «2х2»

Крупнейший пермский ритейлер — группа компаний «НормаН-Виват» совершила первую покупку за пределами региона. Сеть приобрела ООО «Торговая компания „2х2“», которая имеет пять магазинов и оптовую базу в Ижевске (Удмуртия). Участники рынка называют «2х2» не лучшей стартовой площадкой для выхода в регион, имея в виду плохие показатели сети. Прихода пермского игрока местные ритейлеры не опасаются. Как сообщил „Ъ“ источник в министерстве торговли Удмуртской республики, новым владельцем ижевской торговой сети «2х2» стала пермская компания ООО «Виват-трейд» (управляет розничной сетью «Виват»).

Владелец группы компаний «НормаН-Виват» Вадим Юсупов подтвердил „Ъ“ факт сделки, но отказался от комментариев, пояснив, что не все вопросы решены. Это также подтвердили „Ъ“ и в самой сети «2х2». Сумму сделки участники не разглашают. Сеть «2х2», специализирующаяся на розничной торговле продуктами питания по низким ценам, была создана в Ижевске в 2003 году. Магазины сети одними из первых опробовали в Ижевске стандарт самообслуживания. По информации, полученной „Ъ“ от ижевских ритейлеров, четыре магазина были у «2х2» в собственности, один размещается на арендованных площадях. Участники рынка говорят о том, что сеть давно работала с не лучшими показателями. А в последнее время она фактически не работала — помещения были сданы двум компаниям (одна из них — из Перми).

ООО «Торговая компания „2х2“» (Удмуртия) управляет пятью одноименными магазинами и оптовой базой. Выручка сети по итогам 2006 года, согласно «СПАРК-Интерфакс», составила 109 млн руб. прибыль — более 800 тыс. руб. Владелец — препринимательница Гульнара Богданова. Сегодня в Ижевске работают три местных ритейлера — торговая группа «Ижтрейдинг» (одноименные супермаркеты и «Три банана»), «Продторг» («Лукоморье», «Айкай» и «ГрошЭль»), ЗАО «Юлена» («Столичный», «Урал»), а также три иногородние сети — «Вестер-Гипер», «Карусель» и «Мосмарт». Группа компаний «НормаН-Виват» является лидером на рынке продовольственного ритейла в Пермском крае. В нее входят ООО «Виват-трейд» — управляет розничной сетью «Виват», ООО «Норман» — управляет розничной сетью «НормаН» (алкогольные супермаркеты), ООО «Норман-Нева» — управляет сетью «НормаН» в Санкт-Петербурге. Выручка группы компаний по итогам 2007 года составила $333 млн. Розничная сеть состоит из 158 магазинов — 52 «Виват» и 106 «НормаН». Владелец сети — пермский бизнесмен Вадим Юсупов. Удмуртская сеть «2х2» — первая, которую удалось «поглотить» пермякам. Год назад «Виват» прервал переговоры с башкирской «Матрицей» (на тот момент 35 магазинов, из них 24 — в Уфе), поскольку ритейлеры не смогли договориться, кому достанется контроль над объединенной компанией. Также пермская сеть предпринимала попытки арендовать площади в торговом центре «Простор» (Уфа). Но в результате на ее место встала «Матрица». Но планы по экспансии в регионы «Виват» не оставил. В середине 2007 года Вадим Юсупов объявил, что планирует выйти в Кировскую область и Удмуртию. А также открыть супермаркет «Виват» в столице Башкирии в начале 2008 года.

Покупка этой удмуртской сети — рискованный старт в регионе, полагают местные игроки. Замдиректора по экономике и развитию компании «Ижтрейдинг» (развивает сеть одноименных супермаркетов и магазины «Три банана») Дмитрий Мельников отмечает, что, как таковая, сеть не работала, поэтому вряд ли они купили «2х2» как бизнес, скорее — просто торговые площади. «Они никакого интереса для нас не представляли и не являлись конкурентами», — отметил он. Информация о покупке торговой сети пермским ритейлером также оставила господина Мельникова равнодушным: «Пусть они развивают сеть в Ижевске. На мой взгляд, «2х2» — это плохая стартовая площадка для вхождения на рынок хотя бы потому, что магазины сети расположены в неудобных местах». По оценкам ритейлеров, сумма сделки могла составить 35–40 тыс. руб. за кв. м.

Гендиректор УК «ЭКС» (управляет в Прикамье сетью магазинов «СемьЯ») Светлана Кузьмич рассказала „Ъ“, что в свое время компания «ЭКС» присматривалась к Удмуртии и даже вела переговоры с одним из игроков. Госпожа Кузьмич считает, что основной игрок на рынке — компания «Продторг»: «И если входить на рынок с серьезными намерениями, эффективнее всего делать это с „Продторгом“». Другие варианты, добавляет она, тоже возможны, «если понимать, что это лишь первый шаг».

Ольга Кропачева, Надежда Емельянова

КоммерсантЪ