26.05.2008

Должников ограничат в передвижении, лишат водительских прав и мобильной связи

Артур
Парфенчиков

Замдиректора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков сообщил, что в интересах кредиторов может быть ограничено право должников на перемещение в пределах страны, пользование мобильной связью, право заключать договор аренды. Суд может ограничить должника и в праве управления личным автомобилем (временно запретив пользование водительским удостоверением). По словам чиновника, основания для таких мер дает вступивший в силу в феврале закон "Об исполнительном производстве", Об этом пишет газета "Ведомости".

Еще в 2007 руководитель ФССП Николай Винниченко поддержал идею временно лишать водительских прав алиментщиков. Теперь аналогичные меры готовятся для всех должников, говорит еще один представитель ФССП Игорь Комиссаров.

Передвижение по стране технически ограничить трудно, признает он, но ФССП прорабатывает все возможные механизмы. Санкции будут применять не "огульно", а только когда нет другой возможности принудить должника исполнять решение суда, обещает Комиссаров. О минимальном размере долга, начиная с которого можно применять такие меры, пока ничего не говорится.

"Ведомости" опросили на эту тему нескольких экспертов. Трудно представить себе эту картину, говорит Марат Алескеров из "Русдолгнадзора": чтобы ограничить перемещение лиц по стране, придется заключить соглашения со множеством компаний. Странно, что не запрещают поездки в метро, шутит Дмитрий Янин из КонфОП.

А Елена Докучаева из "Секвойя кредит консолидейшн" не стала бы лишать должника мобильной связи: "С ним же будет нельзя потом связаться". Если человеку нечем платить, он не заплатит, даже если отобрать у него права, считает Докучаева, полезнее было бы упростить саму процедуру принятия судебных решений по долгам.

"Комиссаров ссылается на 75-ю статью закона, но она говорит лишь о том, на какие имущественные права должника может быть обращено взыскание", - утверждает Александр Ермоленко из "ФБК-право". Впрочем, сам он полагает, что расширить полномочия властей позволяет 64-я статья: пристав вправе "совершать иные действия, необходимые для <...> исполнения исполнительных документов". Получается, что исчерпывающего перечня таких действий в законе нет. Некоторые из ограничений можно будет смело оспаривать в Конституционном суде, полагает Ермоленко: "Та же свобода передвижения - это абсолютное право, гарантированное Конституцией".