08.02.2008

Телевизионный медиарынок - расстановка сил

Телевизионный медиарынок Петербурга в прошлом году претерпел ряд достаточно значительных изменений. В федеральный эфир вышел «Пятый канал», который ещё в конце 2006 года выиграл тендер на 29 федеральных телечастот. Телеканал СТО стал частью Балтийской медиа группы (БМГ), провел ребрэндинг и некоторую реструктуризацию эфира, а также заявил о своем намерении заменить «Пятый канал» в качестве полноценного городского телеканала.

Кроме того, начало вещание петербургское РБК-ТВ, что призвано, по словам представителей телеканала, расширить и укрепить ядро аудитории канала и уже в ближайшее время увеличить объем продаж рекламы.

Телеканал ТВ-3, ранее продаваший рекламу самостоятельно, решил отдаться в руки крупного селлера и в сентябре 2007 года заключил с «Видео Интернешнл» договор на пять лет, согласно которому с 1 января 2008 года селлер начал продавать как федеральную, так и региональную рекламу на телеканале.

Основных игроков, продающих рекламу на телеканалах в Петербурге, по-прежнему, два – это «Видео Интернешнл - Петербург» и «Алькасар - Петербург».

«Видео Интернешнл» продает рекламу на «России», СТС, «Домашнем», «Муз ТВ, MTV, 2х2, в питерском блоке «Пятого канала», на «Спорте», в блоке EuroNews на канале «Культура», ДТВ, а также на ТВ-3. «Алькасар» продает местное рекламное время на НТВ, ТНТ, ТВЦ, «Рен ТВ», а также федеральный блока «Пятого канала».

Из эфирных каналов, которые, по-прежнему, сами продают свое рекламное время, остаются «Первый канал - Петербург», а также телеканал СТО, на днях заявивший о временной приостановке рекламных трансляций в принципе.

Пожалуй, самым сильным на данный момент игроком на рынке рекламы в неэфирных каналах является «ТКТ-Медиа», в рамках договоров компания реализует рекламные возможности на таких каналах, как РБК ТВ, EuroNews, Eurosport, «Звезда», Animal Planet, TDK и др.

Уже в этом году ряд экспертов выделили тенденцию к росту доли неэфирных каналов, хотя пока смещение аудитории в их сторону нельзя назвать глобальным. Доля каждого канала в отдельности едва ли превышает 1%, однако их совокупная доля в Петербурге на данный момент составляет, по данным TNS Gallup Media, порядка 7%, что дает им возможность «перетягивать» часть аудитории эфирных каналов.

Хорошую динамику в этом году показали телеканалы НТВ и ТНТ. НТВ с рейтингом 14,7 % вышел на второе место по среднесуточной доле среди всего населения Петербурга старше 4 лет, а телеканал ТНТ оказался на пятой строчке с рейтингом 6,8% по среднесуточной доле среди всего населения города старше 4 лет.

Телевизионный медиарынок - расстановка сил

По словам представителей TNS Gallup Media, рост доли телеканала НТВ произошел за счет многочисленных сериалов, которые показывает канал, а также за счет хорошо выстроенного программинга в прайм-тайм выходных дней. Так называемые социально-политические программы НТВ, среди которых - «Русские сенсации», «Максимум» и др. постоянно входят в первую пятерку самых популярных программ этого формата.

Доля ТНТ растет за счет развлекательных программ. Доля канала в общем времени просмотра жанра «Развлекательные программы» по Петербургу составляет 32,4% среди населения в возрасте от 4 до 34 лет и 17,4% среди населения в возрасте старше 35 лет.

Телевизионный медиарынок - расстановка сил

Что касается тенденций телесмотрения в целом, по данным TNS Galup Media доля «большой тройки» каналов - «Первый канал», «Россия», НТВ – с каждым годом сокращается. Если в 2002 году их общая доля по Петербургу составляла 61% аудитории старше 4 лет, то к 2007 году – уже 46%.

Телевизионный медиарынок - расстановка сил

Исследователи также отмечают постоянный рост конкуренции между каналами. По данным TNS Gallup Media, в 2003 году каналов, которые охватывали более 80% аудитории Петербурга, было 8, в 2005 году их стало уже 11, а в 2007 году – 15. Таким образом, с каждым годом каналов с большим охватом становится всё меньше, и основная аудитория распределяется среди бОльшего количества телеканалов.

Телевизионный медиарынок - расстановка сил

Средняя продолжительность просмотра телеканалов остается практически неизменной в течение нескольких лет и колеблется в районе 3-3,5 часов в день, как по Петербургу, так и по России. При этом бОльшая часть аудитории всем остальным предпочитает кинопрограммы.

Телевизионный медиарынок - расстановка сил


Телевизионный медиарынок - расстановка сил


adlife.spb.ru