30.01.2008

Потребление подогревает рекламу

В 2008 году на медиа-рынке СЗФО сохраняются прежние тенденции. Основные проблемы, которые испытывают местные СМИ, - дефицит квалифицированных кадров и ограниченный круг экспертов, которые могут дать компетентный комментарий к происходящим в сфере деловой жизни событиям.

Как отмечают специалисты, медиа-рынок в субъектах СЗФО (за исключением Петербурга) нередко держится на инициативе квалифицированных менеджеров, которые сумели найти на нем нишу для своего издания. При этом конкуренции между изданиями не наблюдается. Наиболее динамично развивается сегмент Интернет-изданий и сети кабельного телевидения.

Сегментация рынков во многом продиктована спецификой рекламного рынка. Однако усиление доли электронных СМИ практически не влияет на финансовую устойчивость печатных изданий. Это во многом определяется тем, что локальные рынки не связаны между собой и развиваются неравномерно. А тиражи печатных изданий во многом оказываются взаимосвязанными с объемами потребления населением товаров и услуг. С объемами их производства рынок СМИ практически не корреспондируется.

Уровень потребления связан и с той долей дотаций, которую получают СМИ от субъектов Северо-Запада и муниципальных властей. В этом смысле можно выделить наиболее эффективно развивающиеся рынки: Петрозаводск, Новгород, Мурманск, Псков, Калининград. Именно в них наиболее сильные позиции занимает деловая и специализированная пресса, в которой увеличивается доля аналитических публикаций.

К сожалению, в чистом виде бизнес-издания даже в этих субъектах СЗФО выделить трудно, потому что в них преобладают материалы «неделового характера», а аналитика, как правило, сопровождает рекламные публикации.

Результаты исследования, проведенного рейтинговым агентством Ассоциации менеджеров, таковы: лишь каждый четвертый респондент в российских регионах ежедневно знакомится с содержанием бизнес-журналов, а 57% читают деловые журналы не чаще 2-3-х раз в неделю. В принципе, многие менеджеры предпочитают еженедельно знакомиться в печатных СМИ с обзорами, характеризующими местный рынок. А вот в электронных СМИ увеличивают долю оперативных сведений. Так происходит, по-видимому, в силу специфики региональных информационных потоков: электронные СМИ чаще, чем печатные, публикуют познавательные и развлекательные заметки, а также криминальную хронику. «Выудить» из такого потока содержательную бизнес-информацию - процесс трудоемкий.

Региональное телевидение в РФ имеет ярко выраженную «стволовую» структуру: практически все местные передачи ориентированы на федеральные новостные каналы, местные новости идут в «довесок», и доля экономической информации незначительна.

Между тем 41% потенциальных читателей деловых изданий интересуются обзорами тенденций в бизнесе, 33% хотят ознакомиться с подборками хроники событий, а четверть - отдают предпочтение специализированным статьям о функциональных сферах бизнеса. При этом наименьший спрос - на интервью с представителями власти и крупного бизнеса (их изучают только 9% читателей). Причина, как правило, простая: именно в этих материалах, как полагают респонденты, излагается наиболее «ангажированная» информация.

Как считают специалисты ROMIR Monitoring, в российских регионах еженедельная деловая пресса имеет оптимальное соотношение по производству контента и сбору рекламы. Такие издания более рентабельны. И Северо-Запад в этом смысле - не исключение. //Андрей Лазарев, «Экономика и время»

outdoor.ru