22.01.2008

Новый закон «Об оперативно-розыскной деятельности» стучится в парламент. Любое должностное лицо может быть спровоцировано МВД на получение взятки

Деньги Чиновники, отвечающие за принятие самых незначительных решений, например, выдачу свидетельств о регистрации земли или кредита могут в скором времени оказаться под контролем сыщиков, которые в целях доказательства получения взятки смогут проводить «оперативные эксперименты для выявления и раскрытия коррупционных правонарушений, совершаемых должностными лицами», или, проще говоря, провоцировать чиновников на получение взятки. Как стало известно «Газете», в МВД готовятся поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором предлагается снять ограничения на проведение подобного оперативного эксперимента над должностными лицами, в том числе выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Обсуждение законопроекта может состояться уже 8 февраля на заседании расширенной коллегии МВД, на котором нередко присутствует и российский президент, - подчеркивает газета «Газета».

По словам начальника пресс-службы департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД Андрея Пилипчука, законопроект готовится сразу в двух подразделениях министерства: в ДЭБе и в департаменте по борьбе с оргпреступностью и терроризмом. «Я думаю, что речь идет о снятии ограничений на проведение оперативного эксперимента в отношении коррупционных преступлений небольшой и средней тяжести, если подозреваемыми являются чиновники», - заявил Пилипчук. Издание отмечает, что в нынешней редакции федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативный эксперимент разрешается применять лишь к подозреваемым в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Адвокат Евгений Черноусов заявил: «Полгода назад законодатели разрешили оперативникам прослушивать телефонные разговоры подозреваемых в не слишком тяжелых преступлениях, сейчас они собираются разрешить и провокации. Таким образом, МВД идет по пути облегчения жизни для своих сотрудников и их профессиональной деградации. Данный законопроект требует четкого обоснования необходимости подобного ужесточения. Пусть они с цифрами на руках докажут, сколько дел сорвалось из-за невозможности проведения эксперимента». Черноусов считает, что инициатива министерства нуждается и в серьезной антикоррупционной экспертизе. Ведь пробелами федерального закона легко будет воспользоваться и нечистоплотным оперативникам, которые смогут держать в страхе целые ведомства.

Законопроект, разрешающий проведение оперативного эксперимента в отношении подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести экстремистской направленности уже был внесен в парламент в прошлом году, но из-за того, что поправки не получили одобрения в администрации президента, до второго чтения законопроект так и не дошел. Тем не менее, в Великобритании и США оперативные эксперименты уже давно используются. «Газета» напоминает, что еще в 1980-х годах агенты ФБР США под видом арабских шейхов предложили нескольким членам конгресса взятку в десятки тысяч долларов в обмен на различные льготы. Дело закончилось громким судебным процессом. Вообще же американское федеральное налоговое управление проводит в год в среднем по сотне оперативных экспериментов.

Зампред комитета по безопасности полковник запаса ФСБ Геннадий Гудков к новой идее работников МВД относится настороженно. «Вот уже несколько лет подобные инициативы не получают положительного решения нижней палаты, - сказал Гудков. - В первую очередь это происходило из-за противодействия со стороны правоведов, которые опасались превышения полномочий со стороны сотрудников МВД». По данным Евгения Черноусова, в последние годы в российские суды попадает все больше дел, построенных на «эксперименте». Европейский суд по правам человека, который затем опротестовывает вынесенные с помощью провокации решения, даже потребовал от российских законодателей внесения поправок, ограничивающих его применение. Новый замысел МВД, если он получит одобрение в правительстве и парламенте, по мнению адвоката, скорее, всего, сведет эти усилия к нулю. Президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий также считает, что, хотя подобная практика уже существует в англо-американской юридической системе, она ущербна как с этической точки зрения, так и с процессуальной, - пишет «Газета».

Иллюстрация с сайта gzt.ru