10.01.2008

Тяга к бутылке. Алкогольные компании привлекают инвесторов

Успешное прошлогоднее IPO компании "Синергия", дебютировавшей на публичном рынке, может вывести алкогольную отрасль на новый качественный уровень.

По мнению экспертов, для владельцев алкогольных компаний 2008 год может стать весьма продуктивным в поиске сторонних инвесторов. Это может быть как выход на биржу, так и прив лечение стратегического партнера.

Алкогольная отрасль осталась одним из немногих секторов продовольственного рынка, где отсутствует достаточное количество публичных компаний.

Во многом это объясняется высокими рисками госрегулирования, к примеру, из-за введения единой государственной аналитической информационной системы (ЕГАИС) некоторые производители отложили выход на фондовый рынок.

Между тем в алкогольном бизнесе есть весьма качественные точки приложения капитала.

По прогнозам Национальной алкогольной ассоциации, в 2007 году будет продано 215 млн дал водки на сумму 475 млрд руб. Розничная продажа виноградных вин в 2007 году увеличится на 18%, до 73 млн дал (на 153 млрд руб.).

Продажи шампанских и игристых вин в текущем году возрастут также на 18%, до 25 млн дал (на 42 млрд руб.). Аналогичным образом вырастут продажи коньяков, коньячных напитков и коньячных спиртов - на 18%, до 9 млн дал (53 млрд руб.).

Нарождающийся инвестиционный интерес к отрасли в ноябре прошлого года продемонстрировала алкогольная компания "Синергия", первой разместившая свои акции на российских фондовых биржах. Предложив рынку 2,72 млн акций, или 23,4% от уставного капитала (19% от увеличенного капитала), компания получила $190,4 млн. Размещение прошло ближе к верхней границе ценового диапазона - $70 за бумагу (он был установлен в пределах $61-72 за бумагу).

"На мой взгляд, "Синергия" разместилась довольно дорого, с существенной премией к "Лебедянскому" и "Балтике".

И это при том, что рынок соков и пива растет быстрее, чем рынок водки",- дает свои оценки аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова.

И хотя последующие торги были неактивными, а са ми акции потеряли в цене (на 9 января стоимость одной бумаги составляла $65), представители отрасли уверены, что компания своим размещением дала объективные оценки алкогольного бизнеса страны."За размещением "Синергии" следила вся отрасль,- отмечает директор группы компаний "Алкогольные заводы Гросс" Виктор Самойлов.- Теперь на показатели "Синергии" будут ориентироваться инвесторы, а ориентиры она задала вполне хорошие". "Стоимость одной из крупных компаний отрасли, государственного предприятия "Росспиртпром", после IPO "Синергии" с реальных $1 млрд может вырасти до $4-4,5 млрд",- привел в разговоре с B&FM пример влияния первого размещения в отрасли руководитель департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.

Кто же готов последовать примеру "Синергии"? "Судя по тому, как возросла активность на информационном поле алкогольных компаний, можно предположить, что многие из них уже сейчас ведут подготовку к выходу на публичный финансовый рынок",- считает директор по внешним коммуникациям группы предприятий "Ост" Виктор Туршатов.

Не исключено, что сам "Ост", который весь 2007 год вел подготовку к выходу на биржу, в этом году может расширить список акционеров. По словам Виктора Туршатова, сейчас в группе формируется новая стратегия развития, подробности которой будут обнародованы в феврале. Компания рассматривает различные варианты инвестиций: от привлечения стратегического инвестора до публичного размещения акций. "Уже ведутся переговоры с конкретными компаниями",- сообщил Туршатов, однако назвать их отказался.

Лидер рынка "Русский алкоголь" хотел выйти на фондовый рынок еще в первой половине прошлого года, но отложил размещение. Одной из основных причин стал кризис алкогольного рынка 2006 года, когда была введена ЕГАИС.

Но компания по-прежнему вынашивает планы по реализации своих акций. В августе прошлого года "Русский алкоголь" пригласил инвестиционный банк ABN Amro для разработки наиболее подходящих способов привлечения инвесторов.

Выбор заключается в частном или публичном размещении. Не исключено, что уже в этом январе станет известно, какой вариант финансирования развития выберет "Русский алкоголь".

В течение этого года к публичному размещению акций будет активно готовиться и группа компаний "Алкогольные заводы Гросс". По словам Виктора Самойлова, IPO компании запланировано на 2009 год.

Повысить свою капитализацию в течение 2008 года смогут многие крупные компании. "Рынок водки является довольно фрагментированным, что создает потенциал для его консолидации основными игроками",- напоминает Сабина Мухамеджанова.

Впрочем, не только за счет консолидации региональных предприятий компании смогут увеличить свои активы.

Отрасль ждет постановления правительства о преобразовании в государственное акционерное общество ФГУП "Росспиртпром", которое управляет госпакетами акций 105 акционерных обществ, контролирует более 40% производства спирта и 20% производства ликеро-водочных изделий в России. Как предполагают участники рынка, после этого последует распродажа части активов, входящих в "Росспиртпром". О возможной продаже некоторых из них разговоры появились еще в ноябре прошлого года.

По словам представителей отрасли, за долг 5,5 млрд руб. перед Внешторгбанком, который активно кредитовал "Росспиртпром", банк может получить пакеты акций наиболее привлекательных ликероводочных заводов, в том числе московского завода "Кристалл". Вадим Дробиз предполагает, что в дальнейшем предприятия будут проданы стратегическим инвесторам.

Об участии в распродаже активов "Росспиртпрома" объявили уже многие компании, в том числе и публичная "Синергия". "В случае если активы "Росспиртпрома" будут выставлены на продажу, компания, безусловно, рассмотрит такие предложения. Это соответствует стратегии развития компании в направлении слияний и поглощений,- уточняет председатель правления "Синергии" Александр Мечетин.- При этом перед принятием окончательного решения о приобретении мы внимательно изучим все составляющие деятельности того или иного предприятия: финансовые и операционные показатели, портфель торговых марок и занимаемые ими доли рынка, наличие дистрибуционной сети и другие факторы. Только после тщательного и всестороннего анализа можно будет говорить о возможной сделке".

По прогнозам аналитиков, сделки M&A помогут вырасти котировкам акций "Синергии".

Во всяком случае в том числе и этими ожиданиями, по словам экспертов,был обусловлен высокий первоначальный спрос на бумаги компании.

А значит, остальные участники алкогольного рынка могут надеяться, что этот фактор сыграет на повышение стоимости и их компаний.

МАРИНА СМОВЖ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»