12.12.2007

SMS в переходном возрасте. Сотовые операторы не собираются отказываться от проверенной услуги

В 1992 году, 15 лет назад, первую эсэмэску отправил инженер английской компании Airwide Solutions Нейл Папворт. С ее помощью он поздравил своего коллегу с Рождеством. Сообщение было передано с персонального компьютера на мобильный телефон в сети GSM компании Vodafone.

«Я был тогда молодым специалистом, работал над новыми технологиями, - цитирует его слова официальный сайт Airwide Solutions. - Мы с коллегами подумали, что SMS - хороший способ для сотрудников компании общаться друг с другом. Тогда я не мог даже представить, что SMS выйдут на потребительский рынок и станут тем, чем они являются сегодня. В то время эта находка не казалась грандиозной».

Нейл Папворт до сих пор работает в Airwide Solutions, а вот его детище за 15 лет распространилось по всему миру и превратилось из игрушки для внутреннего пользования в непременный атрибут современной жизни. Сейчас обладатели мобильных телефонов посылают более 500 млрд SMS в год. Особенно любят писать текстовые сообщения жители Китая. За одну неделю каникул, посвященных празднованию Нового года по лунному календарю, китайцы отправили около 14 млрд SMS. В России, по имеющимся данным, в месяц посылается около 1 млрд текстовых сообщений.Масштаб распространения этой услугиособенно заметен в праздники, когда на Новый год или 8 Марта мобильные операторы просто не справляются с потоком поздравительных эсэмэсок.

Консультант-аналитик компании J?son & Partners Ирина Астафьева уверена, что SMS еще долго останется хитом мобильного контента. По оценкам экспертов, более 50% доходов в секторе дополнительных услуг приходится на личные SMS. По данным ComNews, рынок передачи SMS-сообщений в России вырос в третьем квартале 2007 года на 11%.

И это еще не предел. Мобильные операторы уверены, что рынок SMS будет развиваться и дальше. У них есть все основания утверждать это, глядя на Западную Европу, жители которой отправляют в три-четыре раза больше SMS, чем россияне.

«Европейцы в принципе больше пользуются мобильной связью, - заявила корреспонденту «Газеты» пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. - Они могут за нее заплатить, у них нет экономических барьеров. А в России до недавнего времени вообще были сегменты, не охваченные связью: пенсионеры, дети. Сейчас мобильные операторы работают с ними».

Эксперты пока не видят реальных конкурентов обычным SMS. К голосовой почте россияне так и не привыкли. Сервис Mobile Messaging близок к SMS по популярности, но он скорее является альтернативой «аськи». Не сможет перейти дорогу эсэмэске и более продвинутая технология MMS. Аналитик iKS Consulting Максим Савватин в интервью «Газете» пояснил, что мультимедийные сообщения в России никогда не пользовалась большим спросом. Несмотря на то что операторы достаточно активно продвигают MMS, снижают на них цены, серьезной доли рынка этот сервис не нашел не только в нашей стране, но и в мире.

Самое главное препятствие заключается в том, что далеко не у всех есть телефоны, на которых можно настроить MMS. Однако, по данным пресс-службы МТС, россияне в среднем приобретают новый телефон раз в 14 месяцев. Поэтому мобильные операторы все-таки рассчитывают на то, что россияне в скором времени разбогатеют, купят себе более дорогие телефоны и подключат эту услугу. В то же время эксперты уверены: если MMS когда-нибудь и заменят пусть и безыскусную, но вездесущую эсэмэску, то это дело далекого будущего.

SMS пока рано списывать со счетов, полагает консультант-аналитик J?son & Partners Ирина Астафьева. «Но я не исключаю вероятности, что с появлением сетей третьего поколения эта технология как-то модифицируется, - отметила она. - В любом случае эсэмэски будут существовать в том или ином виде, потому что они очень удобны, когда нужно передать человеку сообщение, не отвлекая его от дел. Если есть время - ответит».

МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ

Газета