29.11.2007

"Грабли" загребают инвестора. К весне ресторанная сеть может выбрать партнера

Основатель ресторанной сети "Грабли" Роман Рожниковский на прошлой неделе открыл четвертый по счету ресторан в Москве. Пятый откроется в декабре. Предприниматель рассчитывает, что деньги стратегического инвестора, которые могут быть привлечены уже весной, ускорят развитие "Граблей". А опыт успешного совместного бизнеса с иностранцами у ресторатора уже есть.

Роман Рожниковский - старожил московского ресторанного бизнеса. Его первый проект, московский кооперативный ресторан "Зaйди, пoпpoбуй", открылся еще в 1987 году. Рожниковский и его друзья стали управлять бизнесом, о котором тогда в России мало кто имел представление. "Мои партнеры были весьма энергичными людьми, но их основной мотив был заработать денег,- вспоминает предприниматель.- У меня же помимо этого было желание воплотить в жизнь свои идеи и опыт".

Ностальгия по капитализму Будущий ресторатор окончил Московский институт химического машиностроения и шесть лет проработал в фирме, которая занималась оборудованием для ресторанов. Кроме того, он всегда увлекался дизайном интерьеров. "Я втридорога покупал единственный в те времена журнал о дизайне, болгарский "Наш дом", и очень любил ездить в Прибалтику, буквально впитывал в себя то, что там осталось от капитализма: интерьер ресторанов, отношение к посетителю, кухню",- рассказывает он. Этот опыт он и решил реализовать в "Зайди, попробуй".

Видимо, задача создать концептуальный ресторан в мало подходящих условиях (ресторан находился в полуподвальном помещении) была решена весьма успешно. Вскоре проект заинтересовал иностранных инвесторов. Уже к 1990 году Рожниковский возглавлял советско-финское совместное предприятие "Петина". "От финнов мы научились в основном дисциплине, некоторым технологиям и организационным процессам; с точки зрения креативности наши партнеры были весьма прямолинейны",- вспоминает Рожниковский.

Через несколько лет ресторатор решил организовать "что-то свое". В 1994 году вместе с другом и партнером Игорем Бухаровым он открыл на Чистых прудах широко известный сегодня ресторан "Ностальжи". "Я договорился с существовавшей тогда одноименной радиостанцией, и нам предоставили право на использование брэнда - кстати, вопрос решался во Франции",- вспоминает Рожниковский. Название, по его словам, во многом предопределило позиционирование проекта. После "Ностальжи" был еще один концептуальный ресторан - "Репортер". По словам Рожниковского, основными его гостями были политики и политологи, олигархи и журналисты.

"До того момента, пока у нас не появились серьезные конкуренты, которые построили шикарные рестораны, проект был весьма успешным",- вспоминает бизнесмен. В начале 2000 года партнеры закрыли "Репортер" и решили сосредоточиться на новых проектах.

Недорогое удовольствие Идея создать сеть недорогих ресторанов пришла не сразу. Как рассказывает Рожниковский, впервые эта мысль посетила его после открытия ресторана "Шатер" (более демократичного, чем предыдущие проекты). "Для меня оказалось очень важно увидеть, что такое 500-1000 гостей в день,- вспоминает он.- А переломный момент наступил после того, как я увидел заведение с концепцией фри-фло (свободное перемещение) за границей: дизайнерские решения, технологии, отличная кухня и при этом просто изобилие еды. Меня это действительно потрясло, и захотелось реализовать нечто подобное в России".

На то, чтобы найти национальную идею и разработать концепцию, ушло почти два года. В 2003 году в Москве открылись первые "Грабли" - демократичный ресторан со средним чеком в 220-250 руб., с ассортиментом более чем из 200 наименований, где посетитель не ждет официанта, а перемещается вдоль витрин с едой самостоятельно. Инвестиции составили около $2 млн. "От столовой должно остаться только самообслуживание - большинство людей хотят есть традиционную вкусную еду и при этом не тратить время на ожидание, плюс можно "выбирать глазами"; и последний момент - количество тех, кто не равнодушен к красоте, постоянно растет",- в двух словах объясняет идею ресторатор.

К 2006 году у Рожниковского работало уже три ресторана, общая фабрика-кухня и кондитерский цех. В 2007 году компания начала осваивать сегмент кейтеринга. К концу года сеть будет насчитывать пять заведений - одно недавно открылось в ТРЦ "Европейский", второе будет готово принять посетителей в конце декабря.

Ближайшие конкуренты обгоняют "Грабли" по темпам роста. Например, сеть Андрея Деллоса "Му-му", также использующая концепцию фри-фло, насчитывает уже 14 заведений, ресторанов "Елки-палки" Аркадия Новикова вообще уже 32 в Москве и около 17 франчайзинговых в регионах. "Я ни с кем не соревнуюсь, к тому же у нас разные аудитория и бизнес-схемы. У них задача максимального охвата территории, что в принципе правильно, но я не ставлю перед собой задачи сделать максимум абсолютно одинаковых ресторанов по всей стране. Дизайн и интерьер каждых новых "Граблей" всегда индивидуален". Впрочем, хоть Рожниковский и говорит, что планов "завоевать всю Россию" у него на данном этапе нет, в его компании уже разработали схему франчайзинга. Если в Москве сейчас работают концептуальные "Грабли", то для франчайзинга может быть использован унифицированный формат.

Потолка не видно Согласно данным исследовательского агентства "Бизнес-аналитика", общий оборот московского рынка общепита без учета точек на предприятиях, точек с платным входом и уличных киосков фаст-фуда в 2006 году достиг около $4 млрд. Ежегодные темпы роста составляют примерно 12-15%. Наиболее высокие темпы как раз в демократичном сегменте - более 20% в год.

По различным данным, в Москве функционирует более 3,2 тыс. ресторанов, из них около 1 тыс. (30%) - сетевые. При этом участники рынка утверждают, что потенциал все равно огромный.

В одном из своих интервью Андрей Деллос, владелец "Му-му", утверждал, что, хотя конкуренция в демократичном сегменте общепита ужесточается, спрос на заведения со средним чеком до $10 все еще не удовлетворен. "Почти 50% оборота московского ресторанного рынка относится к сегменту демократичных семейных ресторанов,- добавляет PR-директор корпорации "Ростик групп" Валерия Силина.- Поэтому мы по-прежнему сфокусированы на развитии наших ключевых брэндов, которые работают в сегменте семейных ресторанов, рассчитанных на широкую аудиторию, с демократичным средним чеком".

На нехватку демократичных ресторанов обратили внимания даже власти. В 2004 году Москвы Юрий Лужков посетил "Грабли", после чего подписал постановление "О развитии сети "народных ресторанов" в Москве". В постановлении говорилось об острой нехватке в столице заведений, подобных "Граблям" и "Му-му", и о намерении выделить 19 участков площадью 0,5-1,5 га для их открытия. Тогда же Рожниковский впервые заявил о готовности превратить "Грабли" в сетевой проект. "Наши заведения - часть инфраструктуры города, нам обещали помочь в подборе и выделении площадей, на которых мы на коммерческих основаниях смогли бы открывать свои заведения,- рассказывает Рожниковский.- Увы, к сожалению, эту программу пока приходится реализовывать нам самим - исключительно собственными средствами и усилиями".

За пять лет Рожниковский инвестировал в "Грабли" уже около $10 млн. Оборота ресторанов он не раскрывает, но прекращать инвестиции не собирается. "До весны мы определимся со стратегическим инвестором,- рассказывает ресторатор.- Как раз сейчас мы разрабатываем инвестпрограмму и ведем переговоры с потенциальными инвесторами, чтобы инвестировать большие деньги и развиваться более активно".

Ближайшая цель - 20 ресторанов в течение ближайших нескольких лет.

Российские инвесторы пока никак не проявили себя в ресторанном бизнесе: весной этого года представители сети "Елки-палки" категорически опровергли разговоры о продаже 90% бизнеса фонду Alfa Capital Partners. Не проявили себя пока и Troika Capital Partners, Delta Private Equity, Trust Private Equity Fund, которых также называли в числе потенциальных инвесторов в ресторанный бизнес. Впрочем, Роман Рожниковский считает, что российские ресторанные сети будут интересны "иностранцам, которые умеют управлять сетями и деньгами".


МАКСИМ БОРОДИН



Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»