12.11.2007

В жизни интернета наступает широкая полоса. Через четыре года объем рынка широкополосного интернета может составить более $3 млрд

В следующем году сектор мобильной связи, скорее всего, утратит статус самого быстрорастущего в отрасли телекоммуникаций. В лидеры выйдет широкополосный доступ в интернет (ШПД), предрекают эксперты. К 2012 году объем этого рынка в России может составить более $3 млрд.

Широкополосный, или высокоскоростной, доступ в интернет обеспечивает высокую скорость передачи данных (формально начиная со 128 кбит/с) в обе стороны, как от абонента, так и к нему. Для предоставления ШПД может использоваться множество технологий передачи данных: кабельная связь, Digital Subscriber Line (DSL), спутниковая связь, наземная (или фиксированная) беспроводная связь и другие.

На конец первого полугодия проникновение ШПД в России, по оценке iKS-Consulting, составило 6%. К концу текущего года, по словам генерального директора "ЭР-телеком" Андрея Семерикова, со ссылкой на исследования JP, iKS-Consulting и Pointtopic.com, выручка российских ШПД-провайдеров увеличится на 40% и составит $1,2 млрд. Со следующего года сотовые компании по скорости роста уступят позиции интернет-провайдерам. "В 2008 году доходы сотовых компаний увеличатся на 20%, а провайдеров ШПД - минимум на 30%, до $1,91 млрд",- считает председатель совета директоров Comnews Research Оксана Панкратова.

К 2012 году рынок ШПД может составить около $3,2 млрд в денежном выражении, и это пессимистичные оценки.

Проводной интернет В настоящий момент по проникновению ШПД в России лидирует Москва; по данным Comnews Research, на конец октября подключением к "широкой полосе" были обеспечены 50% столичных домохозяйств. Крупнейшими игроками этого рынка по итогам первого полугодия являются "Комстар-директ" (брэнд "Стрим") - 32%, "Корбина телеком" - 14%, "Комкор-ТВ" ("Акадо") - 10%, "Центел" (Qwerty) - 7%, Net by Net - 6%, noname-провайдеры - 32% (данные iKS-Consulting). В долгосрочной перспективе отраслевые эксперты ожидают на этом рынке усиления конкуренции и продолжения консолидации за счет районных домовых сетей. Последние, по их мнению, будут исчезать, поскольку не смогут выйти на такой же технологический уровень, что и лидеры рынка.

Дальнейший рост рынка в столице аналитики связывают с внедрением дополнительных услуг: интерактивного телевидения и альтернативной телефонии. Однако основной потенциал рынка ШПД, по их мнению, теперь связан с регионами.

Без учета Москвы уровень проникновения ШПД в России составляет 4%, говорят в iKS-Consulting.

Как и в столице, где "широкая полоса" стала массовой услугой с появлением проекта "Стрим", который подключает по технологии ADSL, используя доступ к "последней миле", в регионах особая роль во внедрении новых услуг отводится "дочкам" "Связьинвеста" - межрегиональным компаниям связи (МРК). Они начали активно инвестировать в модернизацию своих сетей для массового внедрения новых услуг с 2002- 2003 годов. По оценке iKS-Consulting, сейчас МРК занимают внушительную долю на местных рынках в сегменте ШПД: "Дальсвязь" - 84,8%, ЮТК - 79,1%, "Сибирьтелеком" - 74,1%, "Центртелеком" - 63,8%, "Уралсвязьинформ" - 63,6%, "Волгателеком" - 61,1%, СЗТ - 34,8%.

По доле в выручке новых услуг: коммутируемого, высокоскоростного и беспроводного доступа в интернет, IР-телевидения и других - по итогам первого полугодия лидировала "Дальсвязь", они принесли ей 15% от общих доходов, или 125,2 млн руб.

В ближайшие годы конкуренцию МРК на частном рынке ШПД готовы составить альтернативные операторы. Сейчас активное строительство сетей ШПД в регионах через свою "дочку" "Корбину телеком" ведет "Голден телеком" (проект Triple-65). Предполагается, что к 2010 году он покроет 65 городов России с населением около 65 млн человек. Общие инвестиции в проект должны составить $1,3 млрд. На серьезную долю рынка в перспективе претендуют "Стрим-ТВ" и другие крупные операторы кабельных сетей: "Ренова медиа" и "Нафта-Москва". Правда, они в первую очередь продвигают услуги телевидения и лишь затем - ШПД. Кроме того, о своих амбициях на рынке ШПД заявляли и региональные игроки. Так, "ЭР-телеком" реализует проект по технологии "оптика в каждый дом" в некоторых российских городах. По оценке компании, на конец полугодия ее доля на рынке ШПД составила 2,7%, но к 2010 году они рассчитывают довести ее до 9,1%.

Без проводов В декабре совет директоров "Транстелекома" (ТТК) должен рассмотреть стратегию развития компании в 2008-2012 годах, предполагающую выход на массовый рынок ШПД. Бюджет проекта может достигнуть $1,5 млрд в течение трех лет.

Оператор планирует занять до 12% рынка ШПД в регионах, что соответствует 9,6 млрд руб.

в денежном выражении. В ТТК не исключают как скупку региональных компаний связи, так и создание своей инфраструктуры доступа к конечным абонентам, в частности получение частот для организации каналов беспроводного широкополосного доступа (ШБД). По мнению руководителя программ исследований телекоммуникационного рынка IDC CEMA Джошуа Бадда, для охвата огромных территорий за пределами крупных муниципальных центров операторам потребуется использовать альтернативные беспроводные технологии. На долю беспроводного доступа, по мнению аналитика iKS-Consulting Константина Анкилова, к 2010 году придется 10-12% российского рынка ШПД (сейчас - 8%). В настоящий момент в стране работают около 300 операторов ШБД. Одним из круп нейших игроков этого рынка является "Энфорта". По оценке ее директора по маркетингу Олега Тайнова, к 2010 году на этот сегмент придется около 14% рынка ШПД, или $450 млн его объема в денежном выражении. Однако эти цифры не учитывают мобильного широкополосного доступа (ШМД), который могут обеспечить технологии 3G и мобильного WiMax.

О планах развивать 3G заявляли несколько участников рынка. В 2008 году "Скай Линк" намерен развернуть сеть EV-DO rev.A во всех регионах своего присутствия. Большие перспективы из-за существующей абонентской базы, по мнению аналитиков, на этом рынке имеет "большая тройка" сотовых операторов. В 2009 году МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" рассчитывают запустить сети 3G в крупнейших российских городах, при этом все трое не исключают, что в качестве альтернативы параллельно будут развивать сети в небольших городах, где есть ограничения по пользованию проводным интернетом. "В ближайшие годы рынок ШПД будет расти наиболее динамично,- говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.- По нашим оценкам, к 2012 го ду общий объем российского рынка мобильной связи вырастет в 2,3 раза, до $33,3 млрд, при этом доля ШПД в этом объеме превысит 10%, или $3,4 млрд". "ШПД станет основным сервисом в третьем поколении, а ШМД благодаря своим преимуществам в долгосрочной перспективе может составить конкуренцию проводному доступу",- считает пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая.

Серьезные ожидания участники рынка связывают с мобильным WiMax. По словам Олега Тайнова, появление первых подобных сетей в мире и России может состояться в 2009 году. "В долгосрочной перспективе эта технология может потеснить 3G, а если цены на доступ по ней будут сопоставимы с проводным доступом, то и отвоевать долю рынка у фиксированных операторов",- указывает эксперт iKS-Media Маргарита Зобнина. Впрочем, широкое распространение мобильного WiMax будет зависеть от наличия устройств, поддерживающих эту технологию, оговариваются эксперты.



АННА БАЛАШОВА, РОМАН РОЖКОВ 



Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»