09.11.2007

"Олимпийские игры 2008 года являются неплохим средством для продвижения международных марок". Интервью: Фрэнк Фенг, директор по рынкам пекинской исследовательской компании Research In China

-- Как вы оцениваете деятельность иностранных компаний на китайском рынке в преддверии Олимпиады-2008?

-- По сравнению с другими странами, претендовавшими на проведение Олимпийских игр, у Китая больше возможностей для динамичного развития. Именно поэтому многие американские компании оказывали давление на конгресс США с тем, чтобы он не бойкотировал Олимпиаду. Муниципалитет Пекина начинает подготовку инфраструктуры стоимостью в десятки миллиардов долларов, чтобы привлечь миллионы путешественников и туристов. Что касается долгосрочных спонсоров Олимпийских игр, таких как Coca-Cola, Kodak и McDonalds, это означает огромные возможности для их бизнеса, поскольку они уже инвестировали в Китай значительные суммы и подписали с Международным олимпийским комитетом контракты на спонсорство в 2008 году.

В то же самое время сотни мелких и средних компаний могут получить хорошую прибыль, занимаясь строительством, экологическими проектами и популяризацией спортивных марок. Одновременно с этим местные участники рынка также извлекают выгоду из Олимпийских игр и, что особенно важно, значительно улучшают узнаваемость своих брэндов.

-- Участники каких отраслей проявляют наибольшую активность?

-- Рост в туристическом секторе, транспортных перевозках, логистике и информационной индустрии наиболее очевиден. Сюда можно добавить недвижимость, строительство и гостиничный бизнес, и, безусловно, ожидаются крупные прибыли в спортивной индустрии. Недавно мы провели исследование, в ходе которого большинство опрошенных участников рынка заявило о большом потенциале для экспансии на рынке потребительских товаров (55,7%), 52,5% опрошенных заявили о хороших возможностях для популяризации брэндов в международном масштабе, 42,9% -- для выхода компаний на глобальные рынки, 41,4% -- стимулирования инноваций, 41,1% -- роста конкуренции. Еще один хороший пример -- цифровое телевидение. В 2004 году, когда встал вопрос о предстоящих трансляциях олимпийских соревнований, был разработан план по увеличению пользователей цифрового телевидения. Ежегодно число пользователей цифрового ТВ удваивалось. В настоящее время их насчитывается более 40 миллионов. В ближайшие годы ожидается ежегодный прирост более чем на 50%. К 2011 году ежегодный оборот в секторе цифрового телевидения составит 670 миллиардов юаней.

-- Приведет ли экспансия зарубежных игроков к ужесточению конкуренции на китайском рынке?

-- Олимпийские игры 2008 года, несомненно, являются неплохим средством для продвижения международных марок. Конкуренция в производстве продуктов питания и напитков, а также продуктов широкого потребления традиционно чрезвычайно высока. Что касается индустрии информационных технологий, интернета и телекоммуникационных компаний, они также могут воспользоваться повышенным спросом на технологическую продукцию, чтобы продвинуть свои инновации, усилить авторитет своих брэндов.

-- Некоторые наблюдатели говорят о так называемом "постолимпийском синдроме", подразумевая возможный спад инвестиций после Олимпиады. Что вы об этом думаете?

-- Чтобы обезопасить рынок от послеолимпийской стагнации, китайское правительство должно принять некоторые меры. Во-первых, необходимо четко регламентировать масштаб инвестиций после Олимпийских игр, чтобы обуздать инвестиционные колебания. А во-вторых, необходимо осуществлять секьюритизацию активов и децентрализовать инвестиционные риски китайского правительства.

Интервью взяла Екатерина Ъ-Дударева


КоммерсантЪ