22.10.2007

Первая конференция интернет-СМИ: курсом на медиаконвергенцию

В Москве, 16 октября, с большим успехом прошла первая профессиональная конференция российских интернет-СМИ "i-СМИ 2007", организованная Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ), Общероссийской организацией работников СМИ "МедиаСоюз", при поддержке и участии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Конференция собрала более 300 участников - профессионалов рынка электронных СМИ, признанных экспертов интернет-сообщества.


На открытии конференции с большой речью, расставляющей ключевые акценты политики в отношении средств массовых коммуникаций, выступил заместитель начальника Управления телерадиовещания и СМИ Роспечати Юрий Акиньшин. Он отметил, что информация в современном мире становится более независимой, персонализированной, а каналы коммуникаций - массово доступными и максимально "прозрачными". Все это вместе определяет тренд на конвергенцию СМИ и предъявляет особые требования к качеству контента.

Крайнюю актуальность данного мероприятия отметили Председатель правления РОЦИТ Марк Твердынин и Президент "МедиаСоюза" Александр Любимов, призвавший представителей интернет-СМИ к следованию принципам "честной и ответственной журналистики".


На 9-ти заседаниях-секциях обсуждался практически весь спектр проблем, связанных с бурным развитием интернета и сетевых СМИ - их настоящего и будущего: от собственно технологий, маркетинговых и бизнес-стратегий, до правового обеспечения деятельности i-СМИ и вопросов кадрового состава рынка и подготовки специалистов.

Ведущими секций, докладчиками и участниками дискуссий были известные профессионалы рынка i-медиа: Антон Носик (СУП Фабрик), Иван Засурский (МГУ), Сергей Плуготаренко (РОЦИТ), Михаил Якушев (КЦ национального домена .RU), Михаил Козлов ("Бегун"), Галина Тимченко (Lenta.ru), Василий Терлецкий ("Копирус"), Кирилл Чистов (Subscribe.ru), Алексей Андреев (Вебпланета), и многие другие.


Главными темами, вокруг которых развернулась основная дискуссия, стали вопросы конвергенции СМИ и создания средств массовых коммуникаций, а также собственно контент в самом широком понимании.


Характерно, что единодушия по ключевым вопросам не наблюдалось: само понятие "конвергенция" трактовалась в данном контексте и как собственно органичная эволюция "традиционных" СМИ - об этом говорили на примере опыта собственных редакций Александр Леонтьев (Известия.ру) и Наталья Лосева (РИА-Новости), и как постепенное "вымирание" существующих медиа "в пользу" новых "технологичных".

Последнюю точку зрения отстаивали адепты "блогосферы" Олег Козырев, редактор портала NewTimes.ru, представитель LiveInternet Руслан Чачанов и ряд других специалистов. Аргументы - неумение "старых" СМИ работать с оперативной информацией, и новые возможности, появившиеся у пользователей по генерации и распространению собственного контента.

Тем не менее, Марии Шилиной (МГУ), несмотря академическую направленность своего доклада, удалось серьезно напугать присутствующих перспективой глобальных спам-потоков как "эффекта бумеранга" от роста персонализации пользовательского контента в сети, по ее оценкам - до 70% в ближайшие 2-3 года.

Как правильно определить и удержать свою целевую аудиторию? О стратегии и тактике привлечения и обеспечения лояльности пользователей порталов ИД "Коммерсант" подробно рассказала его руководитель отдела продвижения интернет-проектов Наталья Кутушева. Особенно актуальной эта тема выглядела в связи с расширением направлений деятельности ИД "Коммерсант" и необходимости "медиаконвергенции" внутри самого холдинга.

Дмитрий Петровский (ComNews) на примере собственного издательского дома попытался доказать, что для специализированного интернет-издания, каковым и является ComNews, вопрос поиска "нужной аудитории" актуальным не является - по его мнению, это проблема ресурсов, не сумевших определить "свое лицо".


Большой интерес вызвали доклады, прозвучавшие на секции "Монетизация контента" и ставшие поводом для оживленного обмена мнениями: начальник отдела Персонального департамента компании "Бегун" Дмитрий Главацкий рассказал о наиболее эффективных алгоритмах использования контекстной рекламы и предостерег слушателей от наиболее распространенных иллюзий. Вывод - "доверяйте продвижение своего бизнеса профессионалам!".
Как и даже сколько может заработать денег интернет-СМИ при адекватной информационно-рекламной политике рассказал Александр Леонтьев, руководитель веб-редакции Известия.ру.


По популярности среди слушателей, несомненно, лидировала серия круглых столов, посвященная вопросам госрегулирования и правового обеспечения деятельности интернет-СМИ, включая вопросы "цензуры" и "самоцензуры".

Блестящие ответы, подкрепленные многочисленными реальными примерами из общей и судебной практики, в исполнении Антона Носика (СУП Фабрик), Антона Серго ("Интернет и право"), Андрея Воробьева (RU-Center) и других участников круглого стола, позволили достаточно четко определить сегодняшнее состояние правого поля в интернет-пространстве.
Общее мнение - и законодатель и правоприменители в настоящее время только отрабатывают алгоритмы и процедуры работы по новому для себя направлению. К сожалению, с вступлением в силу с января 2008 года четвертой части ГКРФ ситуация с регулированием деятельности интернет-СМИ и вопросов интеллектуальной собственности проще не становится, а напротив, появляются новые проблемы.


Выступление руководителя проекта MediaJOBS.ru - ШТАТЫ.RU Натальи Селезневой "Кадровые ресурсы интернет-СМИ: зоны дефицита, мотивы и зарплаты", обозначило еще один комплекс проблем рынка i-медиа: дефицит квалифицированных кадров.
Причины: дефицит управленческих компетенций, "молодость" бизнес-практики отрасли в сравнении с традиционными СМИ, низкий уровень образования специалистов среднего звена, а также непрозрачная до последнего времени система оплаты труда.
Однако, по мнению докладчика, перспективность интернет-бизнеса, открытость рынка труда и возможность быстрой карьеры, свобода технологических и креативных решений, рост зарплат и формирование фактора престижности интернет-СМИ, в целом, являются достаточными основаниями для оптимизма.

Иван Засурский пообещал решение проблемы творческих кадров i-СМИ уже в ближайшее время - факультет журналистики МГУ начал готовить "журналистов - универсальных солдат".




Итоговая резолюция по результатам работы конференции и фоторепортаж - на сайте www.i-smi.ru .