01.10.2007

Художники познают Сибирь. Андрей Логвин делает это при помощи кувалды

С 17 сентября по 18 ноября 2007 года Красноярский музейный центр при поддержке Фонда Михаила Прохорова и Администрации Красноярского края проводит VII Красноярскую музейную биеннале "Чертеж Сибири". Подобные экспозиции проходят каждые два года.

Основными целями этого проекта являются проявление культурной идентичности Сибири в зеркале России и мира, раскрытие и высвобождение творческого потенциала культурного наследия и традиции региона, создание современного креативного образа объединенного Красноярского края и выработка культурных технологий предъявления и продвижения актуальных ценностей в общественные, экономические и политические пространства.

В конце XVII века тобольский архитектор и картограф Семен Ульянович Ремезов нарисовал "чертеж всех сибирских городов, рек и земель". Старинное значение слова "чертеж" (свободное переплетение рисованных от руки линий, соблюдающих только топологические отношения) и легло в основу названия проекта "Чертеж Сибири".

На протяжении предыдущих шести лет биеннале проводились в Красноярске на площади Мира, 1. В этом году формат мероприятия был несколько изменен: для того, чтобы максимально сблизить художников и музеи и сократить дистанцию творческого диалога между ними, был организован сибирский "экспедиционный корпус". Музейная биеннале наладила контакт между сибирскими собирателями-краеведами и художниками, отправив последних в "картографические" экспедиции "на места" осваивать новые территории искусства.

Затем, по возвращению из экспедиций, художники соединяют свои проекты в единую карту Сибири, которая экспонируется в Красноярском музейном центре.

Одной из наиболее нашумевших на VII Красноярской музейной биеннале "Чертёж Сибири", стал хепенинг, организованный известным московским дизайнером и художником Андреем Логвиным. Именно этот деструктивный акт и ознаменовал собой открытие экспозиции.

Автор отлил из бетона, смешанного с монетами, слово "Сибирь" на железном каркасе. Шесть букв были выставлены на площади Мира, 1, перед Красноярским музейным центром работ. Суть хепенинга заключалась в том, что к "Сибири" подъехал черный Мерседес, из которого вышли люди в дорогих черных костюмах, и принялись крушить работу Логвина кувалдами.

Андрей Логвин поведал Sostav.ru о том, как возникла идея его работы: "Когда мне предложили сделать проект для биеннале, у меня моментально возникла ассоциация, что Сибирь - это каркас России. Летом в Черногории я видел разбитый фундамент. Он меня потряс: насколько может быть графично красив железобетонный каркас. Я придумал сделать буквы из бетона, которые будут символизировать Сибирь как основу России, и разбить их, что будет символизировать мое отношение ко всему этому. Каркас остался, но из него все вытащили. А то что мне, к радости зрителей, не удалось разбить его до конца еще более символично. Это значит, что еще не все богатства удалось высосать местным олигархам из Сибири". По словам Логвина, разбивая кувалдой железобетонную "Сибирь", он настолько вжился в образ, что физически почувствовал себя одним из грабителей этого края.

Андрей Логвин рассказал Sostav.ru, что по сравнению с прошлогодним, нынешнее биеннале понравилось ему гораздо больше. По его словам уровень мероприятия существенно вырос. "Это выглядело реально круто", - говорит он, - Много пустоты, много ударных работ. В прошлый раз они пытались напичкать пространство, в этот раз сделали его структурным".

В рамках биеннале прошел конкурс экспозиционных проектов. В номинации "Лучший музейный проект" первое место получили Лиля Карбовска (Берлин) и Берлинский этнологический музей за проект "Моменты памяти Сибири". Второе место

досталось москвичу Олегу Осьмуку за проект "Шмидтиха, или большое видится на расстоянии". На третьем месте - Галина Леденцова из Санкт-Петербурга и Бирилюсский районный краеведческий музей с работой "Красной нитью…" В специальной номинации жюри "За артистизм" первое место заняли Ирина Затуловская и Иван Порто (Москва), (проект "Четвертая Сибирь"). Константин Батынков (Москва) и проект "Сибирские архетипы" заняли второе место. На третьем месте - Андрей Красулин из Москвы и проект "Карта памяти". Диплом "Лучшая работа Public-art" получил Матей Андраж Вогринчич (Любляна), инсталляция "Untitled". Кстати, именно эту работу отметил среди прочих Андрей Логвин в беседе с Sostav.ru. Диплом за лучшую инсталляцию в программе "Забор почвы" присужден Евгению Стрелкову из Нижнего Новгорода за работу "Мамонт-эффект". В номинации "Лучший специальный проект" победил москвич Андрей Суздалев с проектом "Дальняя". Гран-при стал красноярский художник Виктор Сачивко за проект, созданный совместно с Музеем эстонского общества деревни Хайдак, "Сетумаа, возвращение мечты".

Победители в номинациях и обладатель гран-при получили в подарок символический предмет нового художественного освоения Сибири - огромный карандаш, выполненный из ствола сибирской сосны.

Евгения Мелешко, Sostav.ru

VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"


VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"


VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"


VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"


VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"


VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"


VII Красноярскя музейная биеннале "Чертеж Сибири"