26.09.2007
"Юнимилк"

Ритейлеры пожаловались в ФАС на "Юнимилк"

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), возглавляемая гендиректором X5 Retail Group (сети "Пятерочка" и "Перекресток") Львом Хасисом и объединяющая крупнейшие сети, работающие в России, включая X5, Auchan, "Эльдорадо", "Арбат Престиж" и "Спортмастер", направила вчера в ФАС жалобу на одного из крупнейших производителей молочной продукции в России - на компанию "Юнимилк". Претензии ритейлеров к производителю в том, что "Юнимилк", по их мнению, пользуясь своим доминирующим положением в регионах, навязывает сетям невыгодные им условия работы. По версии АКОРТ, "Юнимилк" занимает в Волгограде и Новосибирске более 50% рынка и злоупотребляет монопольным положением, - сообщает газета "Ведомости".

В сообщении АКОРТ отмечается, что ассоциация получила от торговой сети "Лента" информацию о злоупотреблениях компании "Юнимилк", - подчеркивает РБК-daily. "После смены руководства в "Юнимилке" компания прекратила поставки продукции в региональные торговые комплексы сети "Лента". Согласно условиям договора, "Лента" вынуждена была применить к компании "Юнимилк" штрафные санкции за срыв поставок товара. Тогда руководство "Юнимилка" дало запрет своим региональным филиалам на поставки продукции в торговые комплексы "Ленты" в Южном, Сибирском и Уральском регионах, - рассказала изданию суть претензий коммерческий директор направления Food компании "Лента" Милина Микулова. - Используя контракты на поставку в регионы как рычаг давления, компания "Юнимилк" пыталась ввести в ранее заключенный и действующий до конца года контракт условие: наличие в ассортименте магазинов сети "Лента" определенного количества позиций продукции".

Какие именно невыгодные условия навязывает "Юнимилк", члены АКОРТ не детализируют. По словам главы ассоциации Льва Хасиса, АКОРТ просто транслировала в ФАС обращение одного из своих партнеров - сети "Лента". Директор по логистике и закупкам компании "Холидей" (крупнейший ритейлер Новосибирска) Роман Галкин вчера подтвердил, что доля "Юнимилка" в продажах молока в его компании "вплотную приблизилась к 50%". Он, впрочем, объясняет это простым сложением долей местных молокозаводов, которые "Юнимилк" приобрел в 2005-2006 годах (речь о заводе "Новосибирский", томском "Том-мас", красноярском "Милко" и кемеровском "Солти"),- подчеркивает "Коммерсант". "Не представляю себе, каким образом эта компания могла бы получить у нас какие-то преференции по условиям контракта", - удивился менеджер:

Представитель "Юнимилка" Павел Исаев рассказал "Ведомостям", что переговоры его компании с "Лентой" еще не завершились. О заявлении в ФАС от АКОРТ в "Юнимилке" узнали от журналистов. Производитель действительно хотел изменить условия договора с "Лентой" и это было связано с ростом цен на сырье. "Если поставки где-то и прекратились, то в связи с дефицитом молока, который сейчас ощущают все производители", - отметил Павел Исаев. "Признать компанию доминирующей на каком-либо рынке можно только после специальной процедуры ФАС. Такая процедура [в отношение "Юнимилка"] не проводилась", - заявил представитель "Юнимилка".

"Я удивлен этим выпадом,- заявил гендиректор "Юнимилка" Андрей Бесхмельницкий.- Наши отношения не всегда складывались гладко, но до сих пор все разногласия решались в рабочем порядке". Объяснения он предпочел отложить до той поры, когда он сам и юристы компании ознакомятся с документами, - пишет "Коммерсант".
Заместитель министра ФАС Андрей Кашеваров подтвердил "Коммерсанту" факт получения ведомством заявления от АКОРТ, но от комментариев воздержался до рассмотрения дела по существу. Начальник управления социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев о заявлении пока ничего не знает. По его словам, ФАС примет к сведению информацию и может провести расследование. "Юнимилк" признают виновным лишь в том случае, если докажут, что он не только занимает доминирующее положение (более 35% рынка), но и злоупотребляет им. Если это будет доказано, то компании может грозить штраф от 1% до 15% оборота за предыдущий год, - отмечают "Ведомости".

"Коммерсант" напоминает, что в середине сентября чиновники перешли от угроз ограничить работу торговых сетей к конкретным мерам. По итогам последнего заседания правительства РФ в старом составе ФАС было поручено рассмотреть возможность снизить порог "коллективного доминирования" на рынке для торговых сетей с 35% (предусмотрено законом "О защите конкуренции") до 20%. Ритейлеры считают, что в действиях чиновников виноваты лоббисты-производители, но никого из них они раньше не называли. Гендиректор агентства "Точка роста" Роман Шалимов уверен, что в истории с "Юнимилком" прослеживается четкая аналогия с ситуацией с возможным снижением порога доминирования торговых сетей. "Такими действиями сети хотят нам показать, что могут бороться с нами теми же методами",- соглашается сотрудник мясоперерабатывающей компании "Мириталь".

ОАО "Юнимилк" - второй по объемам производитель молочной продукции в России. В компанию входят 25 молочных предприятий в России и 2 на Украине. Оборот в 2006 году - 22 миллиарда рублей, объем производства - 1,015 миллион тонн. Принадлежит топ-менеджерам компании, в частности Андрею Бесхмельницкому.

Больше всех письмом АКОР был удивлен председатель совета директоров "Русбрэнда" (некоммерческое партнерство крупнейших производителей) Давид Якобашвили. "Это недоразумение, в АКОРТ явно ошиблись,- заявил он "Коммерсанту".- У нас существует джентельменское соглашение с сетями о том, что все проблемы, возникающие между компаниями торгового и производственного секторов, решаются за круглым столом".