13.09.2007

"Глобус Гурмэ" собирает марки. Сеть супермаркетов Льва Хасиса отстаивает название в суде

Андрей Яковлев
Вчера арбитражный суд Москвы решил, что сеть «Глобус Гурмэ» (на фото гендиректор Андрей Яковлев) законно владеет своим брэндом
Первый магазин "Глобус Гурмэ" открылся два года назад, но эту марку оператор сети попытался зарегистрировать только в прошлом мае. Тогда оказалось, что схожий брэнд La Gourmet уже принадлежит "Эльдорадо Трейдинг Лтд", владеющей одноименным рестораном. Роспатент признал приоритетное право на регистрацию за "Глобусом Гурмэ", а сейчас дело передано в арбитражный суд. "Эльдорадо" в споре представляет Сергей Зуйков, известный участием в громких патентных скандалах. Эксперты отмечают, что торговые сети часто забывают регистрировать брэнд, уже ставший популярным.
Информация о рассмотрении дела, истцом по которому выступает ООО "Эльдорадо Трейдинг Лимитед", а ответчиками Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и сам Роспатент, появилась на сайте Московского арбитражного суда.
В качестве третьих лиц по иску значится ООО "Столичная торговая компания" (СТК), развивающая сеть премиальных супермаркетов "Глобус Гурмэ" и подконтрольная гендиректору X5 Retail Group (сети "Пятерочка" и "Перекресток") Льву Хасису.

Гендиректор СТК Андрей Яковлев пояснил Ъ, что разбирательство касается торговой марки La Gourmet. А юрист Сергей Зуйков, представляющий интересы "Эльдорадо Трейдинг", уточнил, что "Глобус Гурмэ" в мае 2006 года пытался зарегистрировать собственный брэнд, но это было невозможно без аннулирования марки La Gourmet, принадлежавшей "Эльдорадо". Поэтому 16 мая 2006 года "Глобус Гурмэ" подал в Роспатент заявление, в котором попросил аннулировать товарный знак La Gourmet по классам 35 (сбыт товаров через посредников) и 42 (снабжение продовольственными товарами) ввиду того, что он не использовался в течение более пяти лет. Представляющая интересы СТК патентный поверенный патентно-правовой фирмы ЮС Татьяна Перова добавила, что "Эльдорадо" пытается опротестовать решение Палаты по патентным спорам от 9 марта 2007 года, аннулировавшее La Gourmet в соответствии с заявлением продуктовой сети.

"Эльдорадо Трейдинг" с решением палаты не согласилась и в июне 2007 года обратилась в Московский арбитражный суд. Состоявшееся вчера заседание суда признало это решение правомочным, подтвердили обе стороны. По словам господина Зуйкова, в течение месяца "Эльдорадо" подаст апелляцию.

СТК с 2005 года развивает сеть гастрономических бутиков "Глобус Гурмэ" (сейчас пять магазинов в Москве площадью 1,3-2,5 тыс. кв. м каждый и два в Петербурге). До 2008 года должно открыться еще 12 магазинов, их совокупная выручка может составить $250-300 млн. В конце 2005 года СТК также были переданы компании "Бетанол Рус" и "Ланкор", которые открывают продуктовые бутики Fauchon и Hediard по франшизе. СТК считается подконтрольной бизнесмену Льву Хасису (его долями в этой и других компаниях владеет Fosbourne, 56% которой принадлежит господину Хасису, еще 44% у Евгения Бернштама).

По данным ЕГРЮЛ и "СПАРК-Интерфакс", 100% ООО "Эльдорадо Трейдинг Лимитед" принадлежит компании Cannington Investments Ltd (Великобритания, остров Мэн). Основными активами этой компании и аффилированной с ней "Эльдорадо М" считаются рестораны "Эльдорадо" и La Gourmet, расположенные на улице Большая Полянка в Москве, и кондитерское производство.

Управляющий партнер компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов называет сложившуюся ситуацию "спорной". Но если был проигран суд первой инстанции, шансов выиграть апелляцию у "Эльдорадо" практически нет, полагает юрист. По словам экспертов по патентным спорам, обычно такие вопросы решаются до суда за "несколько десятков тысяч долларов". Однако и представители СТК, и "Эльдорадо" заявляют, что договариваться "за деньги" не намерены.

Другие ритейлеры также забывают регистрировать свои брэнды и спохватываются, только когда сеть становится уже крупной. Например, перед IPO продуктовой сети "Магнит" выяснилось, что товарный знак Magnet для предоставления услуг по реализации товаров Сергей Зуйков зарегистрировал в 1999 году, а позже продал волгоградскому предпринимателю Владимиру Краснову. Владельцы Magnet настаивали, что знак схож до степени смешения с "Магнитом", и предлагали сети выкупить права на него.

Анна Ъ-Рябова

Чем знаменит Сергей Зуйков

Юрист Сергей Зуйков -- один из самых известных предпринимателей, занимающихся патентным рэкетом. На его компании в разное время было зарегистрировано до 300 торговых марок, принадлежащих зарубежным корпорациям. "Он специально ездил по международным выставкам, смотрел на новинки крупных компаний, а потом регистрировал эти лейблы до их прихода в Россию",-- рассказывает другой патентный юрист. По его словам, именно так господин Зуйков зарегистрировал принадлежащие Audi марки Quadro, Diablo и др. (производителю, например, пришлось выкупить лейбл Diablo Lamborghini). Сергей Зуйков также называл себя представителем ООО "Старбакс", которое предлагало американской сети кофеен Starbucks выкупить брэнд за $600 тыс. (позже Роспатент аннулировал регистрацию марки на российскую компанию). Господина Зуйкова еще называют учеником Виктора Чернышева, гендиректора компании "Моспатент" (регистрировала в России марки Forbes, Interbrand, Kirin и др.). "Достаточно часто известные компании платят за свои же брэнды $0,1-1 млн, не желая огласки",-- считает глава юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. Хотя, по его словам, действующие законы "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О защите конкуренции" и ст. 10 Гражданского кодекса о злоупотреблении правом почти всегда помогают добросовестному владельцу брэнда доказать свою правоту.

КоммерсантЪ