13.09.2007

Мобильный контрафакт. Определять фальшивую водку теперь можно по СМС

Oдин из столичных водочных заводов ввел программу СМС-проверки подлинности своей алкогольной продукции. Теперь каждый сможет проверить, настоящую он покупает водку или контрафактную. Правда, эксперты уверяют, что подобные технологии не спасут страну от эпидемии алкогольных отравлений, а завод-новатор, похоже, таким образом решил оживить падающий спрос на свою продукцию.

Начальник управления информации и внешних связей «Росспиртпрома» Дмитрий Добров пояснил «НИ», что пока эта услуга действует только в тестовом режиме и лишь на одной новой марке водки, но уже к концу года компания планирует перевести на новый режим половину выпускаемой продукции: «Механизм очень прост: на горлышко бутылки и колпачок наклеивается стикер таким образом, чтобы при вскрытии продукции он повреждался. На стикере – идентификационный код под защитным слоем, который можно послать специальному номеру СМС. В течение минуты вам придет ответ – либо подлинник, либо контрафакт. По словам Дмитрия Доброва, в ближайшее время эта услуга будет бесплатной, но останется ли она такой всегда – пока не известно.

Единственное неудобство для потребителя: чтобы проверить водку, нужно ее сначала купить, ведь иначе нельзя стереть защитную надпись и увидеть код. Поэтому действительно актуальна эта услуга для магазинов, которые не уверены в своих поставщиках – они могут брать пару случайных бутылок из партии и проверять их подлинность. А вот в борьбе с повальными алкогольными отравлениями услуга вряд ли поможет.

«В условиях, когда государство не в состоянии оградить своих граждан он некачественной, суррогатной продукции, производители качественного товара вынуждены идти на такие меры, – заявил «НИ» представитель одной из экспертных ассоциаций алкогольного рынка и добавил уже «неофициально»: «Толку от этого никакого. Основная масса контрафакта приходится на ценовую категорию до 100 руб., а на таких бутылках никаких этикеток нет, и не будет никогда». С этим соглашается и председатель правления Конфедерации обществ по защите прав потребителей Дмитрий Янин: «Народ у нас едва ли станет «эсэмэсить» производителю. По-моему, это пример неудачного маркетинга, вряд ли связанного с борьбой с контрафактом».

Впрочем, для компаний-производителей вовсе и не обязательно, чтобы новая защитная марка спасала потребителей от массовых отравлений. Так, например, подобная система проверки алкогольной продукции уже введена в Татарстане. Там стоимость одной СМС составляет 5 руб. Неизвестно, как сказалось это на снижении алкогольных отравлений, которых здесь немало. Но зато производителям удалось заработать.//РОМАН ДОБРОХОТОВ, ПЕТР ГЕЛЬТИЩЕВ

Новые Известия