07.09.2007
РЖД

Правительство России определило путь развития РЖД на 23 года вперед Отечественную «железку» ожидают большие перемены

На заседании Правительства России, которое состоялось 6 сентября, был одобрен проект программы «Стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года». В ноябре 2007 года проект будет внесен на утверждение Правительства после утверждения комплексной программы социально-экономического развития страны до 2020 года. Напомним, что накануне президент Владимир Путин во время визита на Камчатку подверг резкой критике правительство и отдельных министров за неорганизованность и невыполнение поручений по развитию полуострова, полученных несколько лет назад. Также незадолго до этого премьер посетил Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ) и ее музей. "Посетив ММВБ и ее музей, я для себя прояснил, что в середине XIX - начале XX веков, когда начался железнодорожный бум, были востребованы ценные бумаги и начал развиваться рынок ценных бумаг именно с железнодорожного транспорта", - приводит слова Фрадкова GZT.ru. Именно эти события и задали тон и тематическую направленность. На заседании кабинета министров обсуждалась стратегия развития железных дорог на 23 года вперед. Фрадков ожидает в будущем от железных дорог способствования увеличению емкости фондового рынка. Для того, чтобы ожидания премьера воплотились, РЖД во главе с Владимиром Якуниным, совместно с федеральными, региональными бюджетами и частными инвесторами, до 2030 года от 11 до 14 триллионов рублей. Средства будут потрачены в 2 этапа.

Первый этап продлится до 2014 года. В этот период будет модернизирован вагонный парк и подвижной состав. До 2014 года ожидается активное участие частных инвесторов и притока денег в РЖД от IPO грузовых компаний.

Второй этап предусматривает резкое расширение сети железных дорог. В семи регионах России в настоящее время нет железнодорожного сообщения. Отсутствие нормального сообщения тормозит добычу полезных ископаемых. Пример - Магаданская область.

Стратегия развития РЖД вписывается в готовящийся в МЭРТе прогноз долгосрочного развития России. Замминистра транспорта Александр Мишарин заявил: "В соответствии с прогнозом МЭРТа максимальный вариант инвестиционной программы рассчитан на инновационный сценарий". Минтранс полагает, что это в два раза снизит транспортные издержки бизнеса РЖД.

Логично ожидать от увеличения количества железных дорог роста тарифов. Сегодня государству не подконтрольны 15% тарифов. К 2030 году ожидается, что доля свободных цен на рынке грузовых перевозок составит 50%, а пассажирских - 70%.

Это означает, что чистого разделения РЖД, такого как в случае РАО "ЕЭС России", невзирая на то, что половину перевозок и будут осуществлять частные компании, не состоится.

Программа РЖД могла быть одобрена Фрадковым уже 6 сентября, но замминистра экономического развития Андрей Белоусов напомнил, что долгосрочная программа экономического развития пока не принята и даже не разработана МЭРТом.

Он считает нелогичным принятие долгосрочного документа с конкретными суммами, не имея при этом общей стратегии развития страны. Михаил Фрадков в этом Белоусова поддержал и предложил стратегию одобрить в целом, а в ноябре вернуться к ней еще раз. "РЖД у нас должна стать локомотивом экономического развития, а к 2030 году и вовсе электровозом", - заявил премьер-министр.

 Владимир Якунин сообщил, что в европейской части России поезда станут ходить гораздо быстрее. Протяженность линий, по которым будет осуществляться движение со скоростью 160-200 км/ч, составит более 10 тыс. км, а высокоскоростных магистралей, с движением до 350 км/час, - 1,5 тыс. км. «Например, путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом будет занимать около 2,5 часов, между Москвой и Нижним Новгородом - 2 часа, между Москвой и Берлином - 8-10 часов, Москвой и Сочи - 14-15 часов», - приводит слова Якунина "Газета.ru".
Он также считает, что стратегия даст толчок росту экономики, и благодаря ей ВВП увеличится в 4,5 раза, а промышленное производство - в 3,2 раза.

 

Среди ожидаемых проектов РЖД, которые должны быть закончены к 2030 году новые выходы к российским портам в Балтийском море, подходы к еще не построенным портам на Дальнем Востоке, новая железнодорожная ветка по восточному склону Уральских гор, проект "Урал промышленный - Урал полярный" (частично будет построена за счет Инвестфонда), дорога из Северной Сибири от Сургута через Красноярск и Томскую область в сторону Ленска, железнодорожная ветка Иркутск – Магадан, линии в районе восточной зоны Байкало-Амурской магистрали, железнодорожная ветка Архангельск - Сыктывкар - Пермь (проект "Белкомур"), новые линии на Юг России, в том числе строительство скоростной железнодорожной трассы Москва – Адлер, пишет GZT.ru.