23.08.2007

Из поколения в поколение. Сотовые компании готовятся заработать на связи 3G



Первые сети третьего поколения (3G) появятся в некоторых российских городах уже к концу этого года. Но, по мнению экспертов, большим спросом услуга сразу не будет пользоваться. Поначалу 3G будет представлять собой нишевый стандарт для избранных пользователей. Операторов это не смущает: в перспективе они рассматривают связь нового поколения как отличную возможность для повышения выручки с абонента (ARPU) и, следовательно, собственной инвестиционной привлекательности.

По данным аналитической компании GSA (Global mobile Suppliers Association), количество абонентов сетей GSM и 3G в мире к концу первого полугодия 2007 года превысило 2,5 млрд человек (то есть 85% всех абонентов беспроводных сетей в десятках стран мира), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 564 млн человек.

Из них уже 137 млн - подписчики 3G, что почти вдвое больше, чем годом ранее.

В России сотовые операторы предоставляют пока услуги связи второго поколения (2G).

Их хватает для того, чтобы разговаривать по телефону, писать SMS и ставить будильник на семь с последующим десятиминутным интервалом.

Сегодня экстенсивная фаза роста сетей GSM всех ведущих операторов в России заканчивается, компании вступили в этап насыщения рынка. Если до 2006 года основными конкурентными показателями считались зона покрытия и количество абонентов, то в прошлом году на первый план вышли выручка с абонента, доля в ней неголосовых услуг и качество предоставляемых сервисов. Все это вместе подталкивает к дальнейшей эволюции услуг мобильной связи, то есть к ее переходу на третье поколение.

Что может предложить потребителю 3G? Во-первых, новые возможности по предоставлению дополнительных сервисов, основанных на скоростной передаче данных. 3G-стандарт поддерживает скорость до 2 Мбит/сек (256 кбайт/сек) для неподвижных объектов и 384 кбит/сек (48 кбайт/сек) для объектов в движении. Заявленная скорость передачи данных в сетях 3G разрешает абоненту пользоваться, например, видеосвязью, смотреть фильмы на экране мобильного телефона или на мониторе, подключив аппарат к компьютеру. Кроме того, 3G обеспечит быстрый интернет на основе сотового телефона: почта, обмен мгновенными сообщениями (клиент ICQ, к примеру),доступ в реальном времени к корпоративным базам данных - все это не проблема.

Второе 3G-преимущество- большая емкость сети. Канал на 5 МГц, в котором работают сети третьего поколения, способен одновременно воспринимать больше абонентов, чем существующие каналы на 0,9-1,8 МГц. Это означает, что клиенты должны быть избавлены от проблем с перебоями связи: большинство таковых на сегодняшний день связаны именно с перегрузкой несущей частоты оператора. По мнению специалистов, это качество стандарта и будет использоваться операторами в первую очередь. На первом этапе 3G позволит несколько разгрузить действующие сети второго поколения, полагает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. "Особенно это будет актуально для крупных корпоративных клиентов и вообще "тяжелых" абонентов, которые приносят оператору наибольший доход. Естественно, параллельно компании будут развивать и услуги мобильного доступа в интернет. В будущем предполагается увеличение доли интернет-услуг в сетях третьего поколения, но, как показывает зарубежный опыт, это процесс достаточно долгий",- утверждает эксперт.

Специалисты отмечают и оборотную сторону медали. На этапе становления 3G будет не столько помогать компаниям получать доходы, сколько отнимать у них деньги, значит, затраты на строительство сети окупятся нескоро.

Абоненты, готовые воспользоваться 3G, образуют довольно ограниченный сегмент, говорят эксперты. "Если сейчас голосовая связь стала практически предметом первой необходимости, то дополнительные услуги мало востребованы в силу следующих факторов: это и недостаточное качество при завышенной стоимости, и сложность доставки запрошенного контента, и высокий процент его неполучения из-за неправильных настроек",- размышляет ведущий аналитик J'son & Partners Ирина Астафьева.

"Тройная" стратегия

Операторы "большой тройки" считают переход на 3G своей стратегической целью. Россия далеко не пионер во внедрении этого стандарта.

В Японии 3G-технологии доступны с 2001 года, в Европе такие сети работают с 2003 года, в начале 2007-го 3G начал "ловиться" в Танзании и Египте, а к концу года будет функционировать и в Нигерии. Мы, конечно, запаздываем с освоением этих технологий. Но, как напоминал министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, и сам рынок мобильного контента начал формироваться лишь в последние год-полтора, к тому же еще совсем недавно абоненты сотовой связи использовали телефон в основном для разговоров и SMS. Да и многофункциональные модели мобильных телефонов были доступны немногим.

В России, по условиям конкурса, 3G-сеть должна заработать в полном объеме к началу 2009 года. Лицензии Россвязи на 3G получили все операторы "большой тройки": МТС, "Вымпелком" и "Мегафон". По словам президента МТС Леонида Меламеда, в ближайшие три года они готовы потратить на строительство сетей 3G примерно $1 млрд. До конца августа компания определится с поставщиком оборудования третьего поколения. "По нашим оценкам, услуги на базе 3G могут принести около $2,5 млрд доходов в 2008-2011 годах, а абонентская база может составить 11 млн человек",- заявляет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. В 2008 году компания развернет сети 3G в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, а еще через год третье поколение от МТС охватит еще 43 российских города.

До конца августа компания определится с поставщиком оборудования 3G.

"Вымпелком" выберет поставщика оборудования чуть позже: итоги начавшегося конкурса компания подведет в IV квартале. "Инвестиции в течение 2007-2008 годов составят $300-350 млн. Мы планируем запустить 3G-сети в 39 регионах России в 2008 году, а в 2009-м- во всех остальных субъектах России,- рассказывает старший менеджер по корпоративным коммуникациям "Вымпелкома" Елена Прохорова.- Точная география и порядок запуска будут определяться в том числе результатами исследований на электромагнитную совместимость, а также результатами анализа потребительского спроса в каждом конкретном регионе. Кроме того, сроки начала строительства сети привязаны к завершению процесса сертификации 3G-оборудования на территории России, который пока затягивается". По ее словам, в "Вымпелкоме" рассчитывают на 12 млн абонентов 3G до конца 2014 года.

"Мегафон", собирающийся инвестировать в 3G за три года приблизительно $1 млрд, планирует провести тендер по выбору поставщика осенью. Как рассказала пресс-секретарь компании Марина Белашева,сейчас "Мегафон" оценивает регионы с точки зрения перспективности продвижения услуг и доступности частотного ресурса, после чего можно будет определиться с географией и объемом поставок оборудования для первой фазы строительства сети. От ответа на вопрос, какой эффект от инвестиций ожидают в компании, в "Мегафоне" уклонились.

Сотовые операторы считают, что предпосылок для успешной коммерциализации 3G в России достаточно: это и низкий уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет, и востребованность и быстрое распространение среди российских абонентов услуг по передаче данных, и степень зрелости самого стандарта 3G.

Но все опрошенные B&FM эксперты сходятся во мнении, что 3G появится сначала как нишевый стандарт в городах-миллионниках и будет рассчитан на состоятельную и многоговорящую аудиторию. За новые доступные клиентам услуги со счета абонента будут сниматься деньги: оператор получит возможность немного заработать, а главное - поднять ARPU, считают аналитики. В глазах инвесторов высокий уровень ARPU - свидетельство успешного будущего оператора. И как следствие, стоит ожидать роста рыночных цен акций, а также капитализации компании. "Но нужно помнить, что этот процесс не слишком быстрый, так как на первоначальном этапе такая услуга не будет достаточно массовой",- оговаривается Максим Савватин.


РОМАН РОЖКОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»