16.07.2007

Российские производители объединились в Национальную водную компанию и готовятся конкурировать с  Coca-Cola и PepsiCo

Coca-Cola В России появилась Национальная водная компания (НВК), основная цель которой - конкуренция с Coca-Cola и PepsiCo. В НВК вошли оренбургская "Живая вода", челябинская группа "Ниагара" и Липецкий завод минеральных вод. Общий бренд, работа над которым уже началась, должен появиться на рынке в будущем году и, по расчетам учредителей, займет 10% рынка питьевой воды в России, - сообщает "Коммерсант".

Инициатор проекта гендиректор ООО "Живая вода" (Оренбург) Эдуард Берлин рассказал, что протокол о намерении объединения около десяти региональных производителей подписали еще год назад, регистрация же объединенной компании завершилась лишь на прошлой недели. Несмотря на то, что в объединенную компанию сейчас вступили только три производителя бутилированных питьевых и минеральных безалкогольных напитков, скоро к ним присоединятся "еще несколько компаний", - отметил он.

Каждый из трех учредителей НВК занимает сейчас 30-50% рынка в своем регионе. Как рассказал начальник отдела маркетинга "Ниагары" Денис Батурин, Национальная водная компания намерена конкурировать с транснациональными брендами не только на рыночном, но и на идейно-концептуальном уровне, "создав марку федерального масштаба и продвигая ее совместными усилиями". На разработку и первоначальное продвижения нового бренда участники проекта готовы потратить 5 миллионов долларов. "Вопрос о распределении расходов очень важен, и в этом плане уже есть договоренности, но не в наших интересах раскрывать их сейчас", - заявил господин Батурин. Доли в объединенной компании он уточнить отказался.

Как поступать с собственными торговыми марками, участники НВК пока тоже точно не решили. По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации бутилированных вод России Лидии Степановой, производить и продавать часть воды под собственным брендом компании все равно будут. Общий же бренд "поможет компаниям не только расширить свое участие в общероссийском рынке, но и повысить капитализацию, избежать дешевой продажи международным концернам: стоимость объединенного бренда будет значительно выше".

По мнению участников рынка, серьезные трудности могут возникнуть уже на первом этапе объединения, при выработке общего бренда. Местные производители, как правило, используют воду из артезианских источников с уже имеющимися природными компонентами. Химический состав такой воды различается в зависимости от территории ее происхождения. Унифицировать продукцию под общий бренд можно лишь путем полной очистки воды до уровня дистиллированной с последующим добавлением химических элементов согласно корпоративным стандартам. Именно так поступают международные корпорации, однако при этом вода теряет свои природные свойства. "Наша компания имеет в России одиннадцать заводов, на которых производится весь спектр продукции CocaCola, в том числе питьевая вода BonAqua, - рассказывает представитель по связям со СМИ компании CocaCola в России Владимир Кравцов. - На всех заводах применяется местная вода, она проходит шестиступенчатую систему водоочистки на запатентованных установках. Затем в воду добавляется необходимое количество солей и минералов. Таким образом, соблюдается единый для нашей компании стандарт питьевой воды, ее состав идентичен воде, произведенной на других заводах CocaCola", - отмечает журнал "Эксперт".

Гендиректор исследовательского агентства "Точка роста" Роман Шалимов подсчитал, что объединение даже этих трех игроков позволит им претендовать сразу на 5% российского рынка бутилированной воды. "А нарастить эту долю до 10% - планы более чем реальные", - уверен эксперт. "Каждый из трех участников, вошедших в НВК, занимает в среднем около 40% рынка воды в своем регионе. К примеру, "Живая вода" имеет долю в 50% в Оренбургской области и чуть меньшую - в Самарской, завод минеральных вод занимает 30% липецкого рынка, "Ниагара" - 40% челябинского", - уточняет господин Шалимов.
Представители Coca-Cola, PepsiCo и Nestle планы НВК комментировать отказались, пояснив, что обсуждение действий конкурентов не вписывается в их корпоративную политику.

Рынок бутилированной воды в России оценивается в 2,5 миллиарда литров в объемном и 1,2 миллиарда долларов в денежном выражении. Лидирующее положение на рынке занимают Coca-Cola и PepsiCo, на марки которых Bon Aqua и Aqua Minerale соответственно в сумме приходится порядка 40% продаж, - отмечает "Коммерсант".