06.07.2007

Советские бренды - российскому производителю. Иностранным компаниям запретят импортировать товар старых российских марок

Калашников Госдума приняла очередной шаг для защиты советских брендов. Во втором и третьем чтениях были приняты изменения к Гражданскому кодексу РФ, согласно которым иностранным компаниям, владеющим бывшими советскими предприятиями, запрещено безвозмездно и бесконтрольно эксплуатировать торговые знаки, которые в советские времена и настоящее время являются собственностью российских производителей.

Вторая часть 13-го федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ", которая определяла порядок действия и использования на территории России товарных знаков (знаков обслуживания), зарегистрированных в бывшем СССР, была отменена. Инициаторами этих законодательных изменений являются глава Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин. Депутаты сочли, что ее положения притесняют интересы российских производителей. Этот документ позволял иностранным производителям импортировать в Россию товар под советскими торговыми марками, создавая конкуренцию российским производителям, выпускающий аналогичный товар. Нередко иностранные производители дискредитировали милую сердцу бывшего советского человека продукцию низким уровнем качества.

Недовольны старой редакцией закона были и те правообладатели, которые приобрели право использовать старые торговые марки на законном основании, поскольку иностранные предприятия оказались в более выгодном положении. Теперь иностранные производители смогут ввозить продукцию в Россию только в том случае, если правообладатель продаст им лицензию. В качестве примера можно привести такой факт: с территории Украины ввозится шоколад под маркой "Аленка", изначально производимый в России.
Тем не менее, не известно, как поведут себя отечественные производители. Вполне возможен и такой вариант, при котором иностранные компании откажутся от советских марок, а российские не захотят ими воспользоваться.

Вообще, одна из главных проблем советских торговых марок заключается в том, что они очень плохо защищены. Чего стоит например ситуация с автоматом Калашникова: эксклюзивные права предприятия "Ижмаш" на технологию их производства юридически не оформлены. Рособоронэкспорт не в силах противодействовать производству контрафактных копий автомата Калашникова, а тем временем зарубежные заводы продолжают выпускать оружие по просроченным лицензиям, принося России убытки 2 миллиардов долларов.

 Евгения Мелешко, Sostav.ru