28.06.2007

Федеральная налоговая служба рассказала, как от нее можно спастись. Компании смогут сами оценить риск проверок ФНС



Вчера Федеральная налоговая служба (ФНС) на своем сайте опубликовала "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок", сообщает "Коммерсант".

О введении новой тактики налоговых органов в повышении налоговых сборов заместитель главы ФНС Татьяна Шевцова объявила еще в марте 2007 года. Тогда же были проанонсированы критерии, по которым выбираются компании для проверок. Налоговики считают, что раскрытие документов служебного пользования станет хорошим стимулом для добровольного отказа от оптимизации налогообложения. Тогда Шевцова отметила, что контроль компаний, которые будут держаться подальше от зоны риска, будет минимальным и сведется к мониторингу их отчетности и отслеживанию информации из внешних источников.

Список критериев содержит ФНС 11 пунктов. Часть их относится к ПБОЮЛ и малому бизнесу, который платит налоги на вмененный доход. В этом случае поводом для проверки ФНС считает двухлетнюю убыточность, рост бухгалтерских продаж, опережающий рост объемов уплаты налогов.

Пункты 1 и 11 критериев имеют прямое отношение ко всем юридическим лицам. Они содержат таблицу отраслевых критериев налоговой нагрузки, рентабельности продаж и рентабельности активов, отклонение от которых и повлечет за собой внеочередной визит налоговых инспекторов, пишет "Комерсант".

Наименее публичен критерий налоговой нагрузки. Ее ФНС определяет как сумму уплаченных налогов (является налоговой тайной) к выручке организаций от реализации (отражается в отчетах о прибылях и убытках).

Усредненный показатель налоговой нагрузки в России составляет 11,6%. ФНС не сообщает, как сильно должен отклониться от среднего значения показатель компании, чтобы навлечь подозрения ФНС.

Два вида рентабельности ФНС рассчитала по данным Росстата о прибылях, продажах и активах в конкретных отраслях. Если этот показатель на 10% ниже, чем у остальных представителей отрасли, можно ожидать проверки.

"Коммерсант" провел применение критериев ФНС к отчетности крупных компаний за 2006 год. Результаты показали, что исполнение этих требований вызовет ряд трудностей как у лидеров рынка, так и у ведущих государственных компаний. Например, рентабельность продаж "Роснефти", вычисленная по новой методике, в 2006 году составляла 57%, рентабельность активов - 23%. Показатели, которые удовлетворяют требования ФНС - 29,5 и 16,5%. Отклонения явно превышают 10%."Газпром нефть" имела рентабельность продаж по методике ФНС 32%, а рентабельность активов - 47%.

Первый критерий, определяющий уровень налоговой нагрузки, более адекватен. Так, исходя из заявлений группы ГАЗ о консолидированных продажах в 2006 году в 118 млрд руб. и выплаченных налогах в 8 млрд руб., показатель налоговой нагрузки равен 6,9%. ФНС рекомендует для отрасли 5,5%.

Естественно, к критериям ФНС практически сразу возникли претензии. Заместитель главы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков заявил "Комерсанту": "ФНС тем самым наказывает эффективный менеджмент с точки зрения и легального налогового планирования, и собственно ведения бизнеса. Бизнес по-прежнему рассматривают как преимущественно и почти исключительно источник налоговых поступлений. Нет сомнений: даже несмотря на то, что ФНС говорит об индикативности этих показателей, "на земле" возьмут под козырек".
А попытался даже оправдать ФНС:

"Я знаю, какой смысл вкладывает в этот документ налоговая служба, я говорил с Татьяной Шевцовой. Это всего лишь индикатор для налоговиков на местах, не команда "фас", а "Ребята, задумайтесь!". Какие там конкретные цифры, вопрос не настолько принципиальный",- попытался оправдать ФНС член экспертного совета организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Михаил Орлов.

По мнению экспертов экономической области, опрошенных "Коммерсантом" , для крупных и многопрофильных компаний критерии малоприменимы. Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сказал, что бухгалтерская отчетность далеко не всегда отражает результаты деятельности компаний, "В итоге может получиться, что добросовестный налогоплательщик может вызвать интерес у ФНС только потому, что большинство компаний в его секторе предпочитает не раскрывать всех своих секретов",- отметил он. Владимир Сальников полагает, что рентабельность компаний может довольно сильно различаться и по объективным причинам: лидеры отрасли могут идти далеко впереди. Поэтому 10% разница меджу ними и остальными представителями отрасли не должна караться инспекциями ФНС.

Анна Васильева, эксперт Экономической экспертной группы, тоже сочла методики ФНС некорректными. Она отметила, что Росстат определяет выручку без учета НДС и акцизов, а налоговики учитывают их в валовом сборе налогов.

Этот факт немаловажен для многих компании. Например, для двух сравниваемых компаний в одной отрасли, одна из которых платит акциз, а другая нет. "Чтобы не было искажений, ФНС при применении своих критериев должна определять суммы уплаченных налогов также без НДС и акцизов",- полагает Васильева. Она также указывает на проблему, связанную с разницей показателей у компаний-экспортеров и у работающих на внутренний рынок из-за возмещения экспортного НДС.

Евсей Гурвич руководитель Экономической экспертной группы заявил "Коммерсанту": "Сама по себе идея выявлять подозрительные с точки зрения неуплаты налогов компании имеет смысл. Но есть надежда, что она не будет применяться формально". Впрочем, опубликованные "Общедоступные критерии" не являются служебной инструкцией и не могут служить предметом апелляции в суде - речь идет именно о цифрах, которые позволят прогнозировать внеочередной визит налоговой инспекции. Сами же проверки назначаются ФНС исходя из внутренних критериев. Неизвестно, совпадают ли они с "Общедоступными критериями".