21.06.2007

Царство китайских рубашек. Российские текстильщики никак не могут насытить рынок и догнать иностранных конкурентов

Вчера в Минпромэнерго сообщили, что рост текстильной и швейной промышленности в России в январе – апреле 2007года составил 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Но радоваться пока нечему. По данным таможенников, объемы зарубежных поставок текстильных изделий и обуви увеличились за этот же период в стоимостном выражении на 73,5%. Это значит, что рынок насыщается импортом – пусть не очень качественным, зато дешевым.

По данным Минпромэнерго, легкая промышленность сейчас опережает все обрабатывающие отрасли экономики России. Однако, несмотря на этот явно неплохой рост, зависимость нашего рынка от импорта уже превышает допустимые пределы и к тому же продолжает увеличиваться. В целом его объем в текстильной отрасли составляет более 80%. Между тем спрос растет год от года, ибо потребление постоянно увеличивается. Если в 2000 году этот рынок оценивался в стране на уровне 8 млрд. долларов, то в 2005-м – уже в 35, а в 2006 году – в 55 млрд. «зеленых». Емкость потребительского рынка для текстильной промышленности в РФ в 2,5 раза выше, чем, например, для автомобилестроения, подсчитали эксперты.

Однако насытить его даже количественно наши текстильщики и швейники, если судить по статистическим данным, не в состоянии. Поэтому практически все «сливки» снимают импортеры. В некоторых сегментах, в частности, в производстве одежды специалисты отмечают уже едва ли не полное замещение отечественной продукции импортом. Наши же предприятия преуспевают только в производстве униформы и домашнего текстиля, где рост производства доходит и до 50%. И дело здесь не только в низком качестве отечественных изделий. Российская текстильная промышленность и по объему производства не в состоянии покрыть более 20% емкости нашего рынка.

Высокие пошлины на сырье и отсутствие инвестиций приводят, по сути, к тому, что ежегодно российский текстпром сдает позиции по спортивной, детской, зимней одежде. При этом стоимость рабочей силы у нас нередко не дороже, чем в Китае, подчеркивают участники рынка, и шьют россияне не хуже китайцев –многие фабрики, например, успешно работают на экспорт. Однако на внутреннем рынке – грусть и уныние.

Причина отставания отрасли – высокий износ и без того морально устаревшего оборудования на российских заводах. По данным Росстата, ежегодное обновление парка машин и оборудования не превышает 3–4%, тогда как в технологически развитых странах этот показатель составляет 14–16%. К тому же власти не собираются понижать в ближайшее время таможенные пошлины на ввоз сырья. А ведь хлопок в России не растет. Что же до программ развития льноводства, то все стопорится из-за критического положения в нашем сельском хозяйстве.

Есть другая проблема, решение которой от самой отрасли не зависит. Начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности Минпромэнерго Сергей Шумилин рассказал «НИ», что, помимо перечисленных причин, мешает развиваться высокая доля «серого» импорта. По его данным, более половины текстильных изделий в Россию поставляется по «серым» схемам. «Мы не против официального импорта товаров легкой промышленности. Например, у нас практически не производится джинсовая ткань, и абсолютно нормально, что этот сегмент рынка принадлежит иностранным компаниям. Но невозможно конкурировать с «челноками» и незаконным производством», – считает чиновник. По его словам, в такой ситуации сложно вести статистику, анализировать и планировать перспективное развитие легкой промышленности.

Впрочем, в Минпромэнерго признают, что в ряде направлений мировые производители преуспели настолько, что нам уже не удастся конкурировать с ними ни по ассортименту, ни по качеству. «Но по другим направлениям, чтобы их у себя развивать, России следует принять должные заградительные меры. Наша реальная конкурентоспособная ниша – 45–50% рынка», – уверен г-н Шумилин.

Сами производители смотрят на ситуацию куда более пессимистично и не надеются, что в ближайшие годы им удастся выйти на достойный уровень развития и конкурировать с более дешевым и качественным импортом. По словам президента Ассоциации текстильной и легкой промышленности «Восток-сервис» Владимира Головнева, «прессинг со стороны Юго-Восточной Азии просто колоссальный, поэтому российский текстиль сможет выжить только в рамках крупных холдингов». А председатель совета директоров крупного текстильного объединения Сергей Лукьянов считает, что нужно «менять структуру инвестирования, вкладываться не в оборотные активы, а в технологичное переоснащение, создание сбытовых технологий, брендирование товара и НИОКР».

НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

Новые Известия