19.06.2007

Центризбирком поднимает партии на щит. Владимир Чуров борется за политическую "наружку"

Владимир Чуров
Глава Центризбиркома Владимир Чуров пытается объяснить ФАС, что от запрета на наружную политическую рекламу пострадают не только партии, но и сам ЦИК
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Как стало известно Ъ, Центризбирком (ЦИК) намерен добиться отмены запрета Федеральной антимонопольной службы (ФАС) размещать политическую агитацию на наружных рекламных носителях. По данным Ъ, в ближайшее время главы двух ведомств могут прийти к компромиссу, итогом которого станет возобновление политической наружной рекламы при строгом контроле со стороны ЦИКа. В противном случае от ограничения агитации могут пострадать не только партии, но и сам ЦИК.
Как сообщал Ъ 15 июня, на прошлой неделе ФАС выступила с заявлением о том, что "размещение политической рекламы на рекламных конструкциях противоречит требованиям закона 'О рекламе' и не допускается", чем фактически ввела для партий в преддверии выборов в Госдуму запрет на политическую наружную рекламу. Это заявление стало итогом переписки двух ведомств, которая была начата еще в январе на уровне их региональных подразделений в Саратовской области, где партии столкнулись с невозможностью разместить наглядную агитацию на довыборах депутатов муниципальных собраний.

По сведениям Ъ, главы ФАС Игорь Артемьев и ЦИКа Владимир Чуров провели консультации о возможности размещать агитационные материалы партий на рекламных щитах, в ходе которых ЦИК представил свои аргументы против заключения ФАС. Как считают в ЦИКе, политреклама регламентируется не законом "О рекламе", а законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Выборное законодательство устанавливает, что печатные агитматериалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (то есть в том числе и на рекламных конструкциях, против чего возражает ФАС). Вчера ЦИК направил письма с изложением своей правовой позиции всем партиям.

На среду запланирована встреча руководителей двух ведомств, на которой стороны должны прийти к неким договоренностям. Как стало известно Ъ, не исключено, что по итогам встречи господа Артемьев и Чуров выступят с совместным заявлением. В нем предыдущее заключение ФАС может быть фактически дезавуировано, а ЦИК возьмет на себя обязательства разработать в рамках трехсторонней комиссии (ФАС, ЦИК и представители рекламщиков) рекомендации о том, как обеспечить равный доступ всех партий к билбордам и растяжкам. К примеру, коммерческим владельцам рекламных носителей может быть рекомендовано на добровольной основе устанавливать единые расценки для всех партий и опубликовывать их в СМИ.

Пресс-служба ЦИКа вчера отказалась от комментариев на эту тему. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, обнародовавший на прошлой неделе позицию своего ведомства по вопросу о политической рекламе, был вчера для комментариев недоступен. А в приемной Игоря Артемьева Ъ сообщили, что он находится на выездном совещании и связаться с ним невозможно.

Если согласие между ЦИКом и ФАС не будет достигнуто, то, как утверждают осведомленные источники Ъ, Центризбирком или кто-то из партийцев могут обратиться в Конституционный суд с запросом о толковании противоречий между законами "О рекламе" и "Об основных гарантиях...". Правда, по сложившейся практике от внесения запроса в КС до его рассмотрения проходит несколько месяцев, и в таком случае партийная агитация в ходе избирательной кампании по выборам в Госдуму, которая официально стартует в начале сентября, может оказаться серьезно урезанной.

Стоит отметить, что именно в оставшиеся до начала официальной кампании летние месяцы, по оценкам многих экспертов, начинаются переговоры между партиями и рекламными структурами. Как подтвердил Ъ адвокат СПС Вадим Прохоров, "партии уже прощупывают почву, хотя основные контракты заключаются в рамках избирательной кампании". "Для нас и так разместиться на билбордах было сложно, даже проплаченные билборды, например, в Подмосковье снимали по решению местных властей",– посетовал он. В то же время президент консалтинговой корпорации НОВОКОМ Алексей Трубецкой не видит особой проблемы в отсрочке заключения контрактов из-за дискуссии между ЦИКом и ФАС. По его мнению, "во время предвыборной кампании все встанет на свои места, так как консалтеры имеют устоявшиеся связи с рекламными фирмами".

Представители региональных избиркомов считают, что отсутствие контрактов может привести к стихийному и неконтролируемому размещению политической рекламы в не предназначенных для этого местах. А это уже будет нарушением закона "Об основных гарантиях...", предписывающего размещение агитации "в специально отведенных для этого местах". Придется откорректировать и планы самого Центризбиркома, который каждую федеральную избирательную кампанию сопровождает так называемой программой информирования избирателя. Эта программа предполагает размещение в федеральном масштабе, в том числе и на рекламных конструкциях, плакатов с призывами прийти на выборы, разъяснением порядка голосования и заполнения бюллетеней. Таким образом, запрет ФАС может прямо затруднить и деятельность самого Центризбиркома.

Что же касается партий, то запрет на политическую "наружку" может повредить не только оппозиционерам, для которых в условиях ограниченного доступа к телевидению щитовая реклама считается одной из наиболее эффективных, но и "Единой России"."Здесь есть политическая интрига: запрет ФАС ударил по тем, кто активнее всего использует билборды,– пояснил Ъ член ЦИКа с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьев.– По нашей информации, для размещения имиджевой рекламы 'Единая Россия' уже закупила до конца года процентов 60 всех площадей наружной рекламы, которая может быть использована на выборах. Тем самым они потеряют возможность начать летнюю агитационную кампанию и будут уравнены в этом со 'Справедливой Россией' и другими партиями".

Судя по реакции единороссов на действия ФАС, их действия антимонопольщиков тоже не радуют. Правда, член президиума генсовета "Единой России" Андрей Исаев, отвечающий в партии за агитацию и пропаганду, отказался комментировать Ъ вопрос о наружной политрекламе, заявив, что он "не в курсе". Однако источник в партии сообщил Ъ: "Игорь Артемьев – бывший лидер 'Яблока' в Санкт-Петербурге, и он хорошо знает Сергея Миронова (спикер Совета федерации, лидер 'Справедливой России'.– Ъ). Они и начали создавать 'равные условия', все они объединяются против 'Единой России'". Впрочем, зампред "Яблока" Сергей Митрохин с такой трактовкой не согласился. "Чтобы Артемьев побежал выполнять просьбу Миронова? Это исключено!" – заявил он Ъ.

ИРИНА Ъ-НАГОРНЫХ, ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

КоммерсантЪ