27.12.2006

Авиакомпании оштрафуют Airbus



Арабская авиакомпания Emirates будет требовать денег с Airbus за срывы поставок лайнера А380. Если иск удовлетворят, то примеру дубайской компании могут последовать остальные заказчики нового лайнера. Компании придется идти на большие уступки.

Компания Airbus уже несколько раз переносила сроки выпуска новейшего лайнера А380. В конце концов авиакомпания Emirates заявила, что намерена потребовать у европейского концерна денежной компенсации, связанной с задержками поставок самолета.

«Мы считаем, что вправе потребовать компенсаций, так как мы понесли огромные убытки из-за задержки поставок, – заявил президент компании шейх Ахмед Бен Саид аль-Мактум. – Компенсации являются нашим законным правом». Официальная газета правительства Дубая «Эль-Баян», через которую и было распространено заявление, к сожалению, не сообщает о размере компенсации. Кстати, о намерениях взыскать компенсации в октябре уже сообщала британская газета The Observer. Тогда сообщалось, что Emirates потребует от европейского авиаконцерна около $290 млн.

Напомним, что Emirates является крупнейшим заказчиком Airbus на новый лайнер. Авиаперевозчику принадлежат 43 из 149 «твердых» заказов, лежащих в портфеле компании.

Крупнейший в мире пассажирский авиалайнер А380 получил летный сертификат 12 декабря. Выдан документ был Европейским авиационным агентством о безопасности (EASA) и Федеральной авиационной администрацией США. Сейчас компания планирует совершить первую поставку лайнера «Сингапурским авиалиниям» через десять месяцев. Это произошло после двухлетних переносов начала поставок.

Напомним, что некоторые неприятные последствия невыполнения планов уже сказались на Airbus. Так, в начале ноября крупнейший грузоперевозчик FedEx объявил о намерении приобрести 15 лайнеров у Boeing вместо 10 машин А380. Это произошло после последнего переноса сроков поставок самолета в октябре 2006 года. Именно тогда авиакомпания Emirates заявила о намерении послать на предприятия Airbus группу аудиторов для оценки возможных рисков в дальнейшем.

Аналитиков совершенно не удивляет недовольство арабской компании. Происходящее просто не может оставлять равнодушными владельцев компаний, которые размещали заказы в Airbus. «В авиакомпаниях финансы расписываются на много лет вперед, – поясняет аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Ростислав Мусиенко. – Срыв сроков может внести изменения в стратегию развития компании». По словам аналитика, такая ситуация особенно критична, когда речь идет не о паре лайнеров, а о крупном заказе.

С такой позицией согласна и аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина, ведь все заказы основаны на реально запланированных расписаниях, рейсах компании. Кстати, Сорокина напомнила «Газете.Ru», что это не первый прецедент с требованием неустойки. «Сингапурские авиалинии» (самый первый заказчик десяти самолетов А380) также грозили европейскому производителю судебным иском. Впрочем, они удовлетворились обещаниями поставок первого лайнера до конца 2006 года. Как мы видим, обещание свое в Airbus сдержать не сумели. Не исключено, что авиакомпания вернется к своим финансовым претензиям.

«Вероятность наплыва претензий и требований возместить издержки от остальных заказчиков зависит от того, будут ли удовлетворены требования Emirates», – считает аналитик ИК БКС. А вот Сорокина из «Центринвеста» уверена, что это зависит от конкретных пунктов договора с каждой компаний, от того, допускает ли договор выплату неустойки.

У заказчиков есть три варианта действий, подводит итог Ростислав Мусиенко. Сторонники первого варианта оставят все как есть, «к ним будут принадлежать первоочередные получатели лайнеров, они простят Airbus двухгодичную задержку». Вторая группа заказчиков будет прямо требовать с европейской компании возмещения убытков, к ним, видимо, относится и авиакомпания Emirates. Последний же вариант предполагает, по рассуждениям аналитика, умелое использование ситуации для того, чтобы добиться скидок, более выгодных условий по контракту.

Причем речь может идти как о льготах при поставках A380, так и о любых других контрактах.// Оксана Новоженина

Газета.RU