18.12.2006

Toyota ввезла в Россию свой банк



Toyota Как стало известно Ъ, финансовое подразделение японского автогиганта – Тойота Кредитбанк – завершает подготовку к получению российской банковской лицензии. Для успешного ведения бизнеса на территории РФ банк намерен обязать всех официальных дилеров Toyota работать с населением только через "дочку" японского концерна. По оценкам экспертов, это обойдется российским банкам потерей более чем $1 млрд автокредитов. О своих планах начать работу в России президент ООО "Тойота мотор" Томоаки Ниситани рассказал еще весной текущего года (см. Ъ от 2 марта). А с сегодняшнего дня, как стало известно Ъ, представительство Тойота Кредитбанк начнет работу в новом офисе на улице Балчуг. Как пояснил источник Ъ в банке, получение лицензии находится в завершающей стадии и в начале следующего года они планируют выдать первые кредиты. Банк, который сейчас проводит масштабный набор сотрудников, в России возглавит Олаф Найдж.

Toyota Motor Corporation станет первым автопроизводителем, который откроет в России свой банк. Он займется выдачей автокредитов на покупку Toyota и Lexus, а также кредитованием официальных дилеров японского концерна. Кроме того, по словам источника Ъ в банке, они будут обслуживать завод по сборке автомобилей японской марки, строительство которого начато в Санкт-Петербурге.

Банкиры, кредитующие покупку японских автомобилей, рассказали Ъ, что для завоевания доли на российском рынке Тойота Кредитбанк собирается использовать административный ресурс. Это означает, что все официальные дилеры Toyota по кредитованию физических и юридических лиц будут работать только с Тойота Кредитбанком. Эту стратегию подтвердил и господин Ниситани: "Сейчас в сфере розничного кредитования мы сотрудничаем с Райффазенбанком, но с открытием банка этим бизнесом займется наша собственная структура".

По данным Европейского делового клуба, который объединяет европейских автопроизводителей, за 11 месяцев 2006 года в России через официальных дилеров было продано 86 тыс. автомобилей Toyota. "Из них в кредит продается около 40%",– рассказал независимый эксперт Валерий Тараканов. Таким образом, общие потери банков составят более $1 млрд в год. А если учитывать, что на конец следующего года запланирован ввод в эксплуатацию завода по сборке автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге, что сделает их еще более привлекательными по цене, то можно предположить, что объемы кредитования японского банка будут еще больше.

Впрочем, представители российских банков, занимающихся автокредитованием, не увидели угрозы своему бизнесу. "Потери от возможного прекращения сотрудничества с Toyota мы компенсируем другими кредитными программами населению",– заявил генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов. Кроме того, как заметила управляющий директор по рознице банка "Траст" Елена Речкалова, для успешной работы на российском рынке Тойота Кредитбанку предстоит "наладить конвейер продажи автокредитов, в то время как наши банки уже несколько лет успешно работают в этом секторе".

ЮЛИЯ Ъ-ЧАЙКИНА

КоммерсантЪ