01.12.2006

Звонящий хорошо платит. Сотовые операторы выиграли от введения CPP




Вопреки опасениям гендиректора «Вымпелкома» Александра Изосимова введение принципа CPP не привело к снижению доходов компании
Григорий Собченко / Коммерсантъ

Вопреки ожиданиям участников рынка, введение в России принципа "звонящий платит" (CPP) пока приводит не к падению, а к росту доходов сотовых компаний. Об этом свидетельствуют представленные МТС и "Вымпелкомом" на этой неделе финансовые отчеты за третий квартал – по сравнению с предыдущим периодом выручка операторов выросла на 20% и 21% соответственно. Эксперты поясняют, что именно введение CPP позволило крупнейшим операторам ввести плату за межоператорские соединения.


О том, что CPP стало одним из главных факторов, повлиявших на динамику доходов сотовых компаний в третьем квартале, заявили вчера исполнительный вице-президент "Вымпелкома" Николай Прянишников и генеральный директор Александр Изосимов, представившие финансовые итоги за этот период (см. таблицу на стр. 19). Господин Прянишников отмечает, что из-за отмены с 1 июля платы за входящие звонки "Вымпелком" недополучил порядка $100 млн (2/3 этой суммы, по его словам, было компенсировано повышением тарифов на исходящую связь и платежами компаний фиксированной связи за терминацию трафика). В то же время господин Изосимов отметил позитивное влияние CPP на доходы компании: "Введение этого принципа привело в порядок межоператорские расчеты и способствовало росту наших доходов".

Введение CPP позволило компании и двум другим крупнейшим операторам – МТС и "МегаФону" летом этого года увеличить плату за минуту входящего в их сети вызова примерно с $0,01 до $0,035 за минуту. "Без CPP введение платы за интерконнект было бы невозможным,– соглашается господин Изосимов.– CPP предусматривает плату за звонки с фиксированных сетей на мобильные. Без этого не желающие платить за приземление своего трафика компании могли бы направлять его к нам через сети фиксированной связи. Соответственно, повышение платы за интерконнект ничего бы не дало". По итогам третьего квартала, доходы "Вымпелкома" от интерконнекта составили $161 млн – это на 90% больше, чем в предыдущем квартале, и на 581% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Плату за интерконнект друг для друга, а также для небольших операторов МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" повысили в июле этого года, через несколько дней после введения CPP. Друг для друга компании "большой тройки" установили таксу в размере 0,95 руб. за минуту входящего вызова, для остальных операторов – 1,1 руб. Впоследствии после обращения региональных операторов, входящих в "Ассоциацию 800", в Федеральную антимонопольную службу МТС и "Вымпелком" установили тариф в 0,95 для всех операторов.

С тем, что CPP в сочетании с повышением тарифов на интерконнект позитивно влияет на доходы, отчасти согласны и в МТС. "Непосредственно введение CPP привело к снижению наших доходов от входящего трафика. Однако доходы от интерконнекта при этом растут",– утверждает финансовый директор МТС Всеволод Розанов. По итогам третьего квартала этого года, обнародованным МТС вчера, их доходы от интерконнекта составили порядка $120,9 млн, что примерно на 104% выше, чем во втором квартале. "Правда, пока выручка от интерконнекта меньше, чем недополученное за счет платы за входящие звонки",– уточняет господин Розанов.

Эксперты отмечают, что результаты третьего квартала полностью расходятся с прогнозами самих операторов. Ранее последствием принципа CPP они называли неизбежное снижение своих доходов. В частности, господин Изосимов, отвечая на вопросы корреспондентов Ъ весной этого года, предположил, что CPP снизит оборот "Вымпелкома" на 7-10%, то есть на $200-300 млн в год. "Напрямую CPP действительно навредил операторам, сократив их доходы от обслуживания абонентов примерно на 10%,– отмечает аналитик МДМ-банка Елена Баженова.– Однако это стимулировало их к повышению платы за интерконнект, введению платы за соединение и применению других инструментов повышения доходности. Этим и объясняется впечатляющий рост выручки МТС и 'Вымпелкома' в последнем отчетном квартале".

У операторов, не входящих в "большую тройку", нет единого мнения относительно влияния CPP и повышения тарифов интерконнекта на их бизнес. Пресс-секретарь "Дельты Телеком" Кирилл Волошин (Северо-Западный филиал оператора "Скайлинк") считает, что нововведения принесли лишь рост издержек: "Как могли вырасти доходы нашей компании, если стоимость интерконнекта со стороны GSM-операторов была повышена в три с половиной раза? Нам пришлось приложить много усилий для того, чтобы в новых условиях суметь по-прежнему оказывать своим многоговорящим абонентам выгодные услуги".

Президент "Ассоциации 800" Юрий Домбровский, напротив, считает введение CPP позитивным для сотовых компаний: "Это принцип самым лучшим образом влияет на рынок. Трафик с фиксированных сетей на сети региональных сотовых операторов в третьем квартале вырос в три раза, растет и ежемесячный доход с одного абонента. Правда, повышение тарифов на интерконнект привело к некоторому снижению маржинальности региональных операторов".

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ, БОРИС Ъ-ГОРЛИН



Основные финансовые показатели "Вымпелкома"


Показатель
Третий
квартал
2006 года
Третий
квартал
2005 года
Выручка ($ млн)1358,8890,2
OIBDA* ($ млн)717,8450
Маржа OIBDA** (%)52,850,5
Операционная прибыль ($ млн)428,5297,4
Чистая прибыль ($ млн)268,4167,2
*Операционная прибыль прибыль до амортизации.

**Отношение OIBDA к выручке.




КоммерсантЪ