21.11.2006

Великое китайское нашествие. Китай постепенно теряет статус "челночной" столицы мира, превращаясь в туристическую Мекку



По данным Росстата, за первое полугодие текущего года по числу туристов Китай обошел самое популярное в России массовое направление - Турцию. Профильные туроператоры надеются, что рост турпотока в Китай станет долгосрочной тенденцией.
Впервые за последние пять лет Китай обогнал по числу российских туристов самое популярное в России направление- Турцию: по данным Росстата, за первое полугодие 2006 года в Китай выехало 499,4 тыс. человек против 498 тыс., посетивших Турцию.
Исполнительный директор туристической компании "Чайна трэвел" Анастасия Витушинская констатирует, что рост турпотока в Китай увеличивается в среднем на 50% в год. "В Пекине, Шанхае, Гуанчжоу ежегодно проходят выставки, привлекающие в Китай множество бизнесменов и туристов",- рассказывает Витушинская. Кроме делового туризма, по ее словам, большой популярностью у россиян пользуются комбинированные туры: два-три экскурсионных дня в Пекине или Шанхае, совмещенные с пляжным отдыхом на тропическом острове Хайнань.
При этом средняя стоимость путевки в Китай составляет $1,3-2 тыс., что сравнимо по стоимости с отдыхом в Таиланде, на Канарских островах или на острове Бали. "А это существенно влияет на выбор туристов",- отмечает Витушинская.
Структура российского туристического потока в Китай меняется, отмечают участники рынка. "Если раньше поездку в Китай могли позволить себе только состоятельные граждане, то сейчас ездят и люди среднего достатка, интересующиеся историко-культурологическими направлениями",- говорит исполнительный директор туроператора China Tour & Business Travel Наталья Николаева, добавляя, что привлекает туристов богатое культурное наследие страны: Великая китайская стена и Императорский дворец- Запретный город-Гугун в Пекине, сад радости Ю-Юань и Народная площадь в Шанхае, а также другие достопримечательности Китая.
"Китай - страна с древней историей, цивилизацией, множеством достопримечательностей. Это делает его экскурсионные туры очень популярными во многих странах, но в России такие туры пока на третьем месте по популярности после шоп-туров и делового туризма, которые развиваются еще более динамичными темпами",- отмечает гендиректор компании UTS Алексей Крылов. С ним соглашается менеджер по Китаю компании "Пак групп" Наталья Кондратьева: "Значительный рост потока в Китай обеспечивают жители Дальнего Востока, а интерес туристов Европейской части России возрастет в связи с предстоящей в Пекине Олимпиадой-2008".
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, китайский туристический рынок показывает высокие темпы роста: по итогам прошлого года в Китае отдохнуло 16,8 млн иностранных туристов, доход от туризма составил $29,3 млрд, что на 12% больше, чем в 2004 году. В прошлом году Китай посетили 2 млн россиян, что на 24% больше, чем в 2004 году.
По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2020 году Китай займет первое место в мире по объемам внутреннего и въездного туризма и четвертое место по выездному туризму.
Большинство туроператоров, работающих с Китаем, уверены, что ситуация с увеличением турпотока - долгосрочная тенденция. "По Китаю довольно заметная глубина продаж, на новогодние праздники уже все распродано",- говорит Наталья Николаева.
В последние два-три года на китайском направлении наблюдается тенденция к увеличению спроса не менее чем на 20-50% ежегодно, соглашается Наталья Кондратьева из "Пак групп". А Алексей Крылов из UTS обращает внимание на то, что туристическая сфера в Китае развивается быстрыми темпами: "В стране активно работает целевая программа по привлечению туристов: даже таксистов заставили учить английский язык, а на улице распространяются листовки с правилами этикета".
Впрочем, возможно смена лидера на рынке выездного туризма связана как ростом популярности Китая, так и со снижением интереса к Турции.
Как уже сообщал "Бизнес" в номере от 16 июня, впервые за последние шесть лет на туристическом рынке произошло резкое падение спроса на отдых на курортах стабильно самого популярного направления последних лет: в апреле- мае этого года эксперты зафиксировали спад турпотока в Турцию на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение спроса на турпоездки в Турцию эксперты объясняли как сменой приоритетов у самих туристов, так и снижением уровня сервиса со стороны местных хотельеров.

СОФЬЯ ПРИЛЕВСКАЯ

Деловая газета "Бизнес"