17.11.2006

«Взгляд» сквозь глянец. Медиахолдинг «ИД Константина Рыкова» запускает бумажную версию интернет-газеты «Взгляд.ру»



Пилотный номер для рекламодателей и партнеров ИД уже готов. Эксперты не видят на рынке ниши для нового издания. ИД остается надеяться на силу бездонного финансирования, скорее всего, имеющего государственное происхождение.

О своем новом медиапроекте глава издательского дома «ИД Константина Рыкова» Константин Рыков сообщил общественности через свой дневник в «Живом Журнале». Сам он считает это сообщение «полуофициальной» информацией, однако официально о проекте рассказать не отказался. «Наши планы по выпуску печатной версии газеты «Взгляд.ру» не утверждены, но вероятность запуска очень велика, – сразу отметил Рыков. – Мы сделали пилот, который будет распространяться по нашим рекламодателям, партнерам и друзьям. Соберем их мнения, тогда и решим, каким будет проект».

Рыков лукавит – судя по всему, он уже сейчас знает, какой будет бумажная версия его интернет-издания. «Тираж, который мы предполагаем для Москвы, – порядка 100 тысяч экземпляров, – говорит он. – Это будет еженедельник на глянцевой бумаге, частично цветной, частично черно-белый. Планируем сделать 60 полос». По информации «Газеты.Ru», размер еженедельника будет равен формату бумаги А3, а по дизайну издание будет напоминать сайт «Взгляд.ру». В журнале есть цветные картинки, но черно-белая графика будет преобладать. По крайней мере именно так выглядит пилотный вариант журнала.

С контентом издания тоже все понятно: это не будет полная перепечатка материалов интернет-версии. Бумажная газета будет состоять из информационной части, аналитики и развлекательных текстов. «Сейчас в России сегмент газет мнений практически отсутствует, – считает Рыков. – Мы как раз хотим сделать газету, в которой будет больше аналитики».

Глава ИД пока не раскрывает стоимость проекта – он говорит, что сделать такую оценку сложно, поскольку частично расходы уменьшит уже существующая редакционная база и сеть распространения, которая налажена для «Буржуазного журнала», состоящего в том же медиахолдинге. Из этих слов можно сделать вывод, что новое издание будет пока распространяться бесплатно.

По оценке руководителя развития новых проектов Independent Media Леонида Бершидского, запуск бумажной версии «Взгляда» обойдется ИД чуть больше чем в $2 млн. «Учитывая, что редакция у них уже есть, редакционные расходы составят тысяч 400 в год, на дистрибуцию придется потратить тысяч 300 и на печать глянца – порядка миллиона-миллиона двухсот, – подсчитал он. – Правда, совершенно непонятно, на чем они собираются зарабатывать». «Ниша переполнена, контента у них особого нету, фишки никакой, а уж тем более опыта в печатном бизнесе».

Представители сетей распространения печатной продукции пока не комментируют планы нового издания. При этом многие согласны с оценками затрат на распространение, которые сделал Бершидский. Причем примерно столько же, по оценкам рынка, «Взгляд.ру» тратит на наведение трафика на свой сайт с других интернет-ресурсов – в первую очередь с портала Mail.ru.

Скептически отнесся к планам Рыкова и аналитик инвестиционной компании «Финам» Владислав Кочетков. «Я не верю, что проект будет реализован, – сказал он. – Не хочу обижать газету «Взгляд», но она заметно уступает другим деловым изданиям, существующим в интернете». «Их высокие показатели посещаемости – это трафик других ресурсов, а не их заслуга».

Показатели «Взгляда.ру» в сети действительно очень высокие – это подтверждает и руководитель компании TNS Gallup Media Руслан Тагиев. «У них действительно хорошие цифры, – сказал он. – Но не знаю, нужна ли бумажная версия». Однако, по мнению Кочеткова, проект заведомо обречен, поскольку «ИД Рыкова» слишком рано взялся создавать бумажную версию онлайн-газеты: «Им еще электронную версию развивать бы не меньше года. Тем более что нишу глянцевых еженедельников закрывают деловые журналы, и найти свой сегмент им будет очень сложно».

Скептически отреагировала на планы Константина Рыкова и главный редактор интернет-портала «Lenta.ru» Галина Тимченко. «Я не вижу ниши для этой газеты, – сказала она. – Конкурировать с «Коммерсантом» и «Ведомостями» им пока рано. И где взять 100 тысяч человек, которые будут читать эту газету?» При этом Тимченко не отказывает Рыкову в умении выводить новые проекты на рынок, поэтому, по ее признанию, она с интересом почитает пилотный номер издания: «Тогда уже можно будет делать выводы».

Действительно, усилия «ИД Константина Рыкова» по выводу на рынок бумажного издания на основе интернет-газеты фактически не с чем сравнить. Правда, на рынке есть пример запуска медиахолдингом газеты после достаточно длительного существования в электронном виде. Речь идет о холдинге РБК, начавшем свою работу в 1993 в качестве информационного агентства. Далее в 1995 году был запущен сайт, а в 1996-м – онлайн-система, транслирующая ход торгов с российских торговых площадок. В 2003-м начало работу бизнес-телевидение, и только в 2006-м РБК решился выпустить деловую газету. Пока перспективы ежедневного издания оценивать рано, однако в развитии холдинга прослеживается внятная бизнес-логика – продажа бизнес-новостей с помощью разных носителей. В случае же «Взгляда» понять эту логику сложно, а глава холдинга ее пояснить отказывается. Поэтому на медиарынке возникло предположение, что выпуск бумажного издания можно рассматривать как дорогостоящую рекламную акцию сайта, направленную на завоевание постоянного читателя. Тем более что, судя по всему, ИД недостатка в деньгах не испытывает.

Остается открытым вопрос, неизбежно возникающий при запуске нового проекта – откуда возьмутся на это деньги. Сам Рыков об этом говорить отказывается, но проект «Взгляд.ру» вряд ли смог за свою недолгую жизнь заработать достаточное количество средств.

Алина Ребель

Газета.RU