14.11.2006
Coca-Cola

Coca-Cola создала прецедент. Судебные преследования крупных компаний могут превратиться в повседневную практику



Компании Coca-Cola пришлось заплатить 3 тыс. руб. москвичке Наталье Кашуба, утверждавшей, что продукция компании привела к возникновению у нее хронического заболевания. Юристы предполагают, что судебные преследования крупных компаний могут превратиться в повседневную практику.

На прошлой неделе Химкинский городской суд принял окончательное решение в пользу москвички Натальи Кашуба против Coca-Cola. Женщина требовала компенсации на врачебные расходы по лечению хронического заболевания, которое, как она утверждала, было следствием употребления продукции компании. Ответчику пришлось выплатить истцу компенсацию в 3,1 тыс. руб. Это уже второй с начала ноября судебный процесс по иску российского физического лица к транснациональной корпорации. В начале месяца свой иск к российскому McDonald's отозвала Ольга Кузнецова. Напомним, женщина, обжегшаяся горячим кофе, требовала от компании 900 тыс. руб. компенсации. Адвокат Кузнецовой признался, что McDonald's предложил потерпевшей 125 тыс. руб. "отступных", и предположил, что Кузнецова приняла это предложение.

Юристы считают, что положительный исход исков потребителей к крупным компаниям может привести к появлению большого количества подобных исков, однако сомневаются, что сколько-либо значительная часть судебных решений будет принята в пользу потребителей. "В России есть прослойка людей, которые занимаются подачей исков, в качестве примера можно привести недавний случай с McDonald's.

Правда, устойчивой практики таких судов у нас нет, но она будет развиваться",- рассуждает адвокат Московской коллегии адвокатов Алексей Котиков.

С ним соглашается юрист Юрий Добронравов: "Под влиянием сообщений из США о том, что благодаря выигранным делам против компаний становятся миллионерами, в России тоже стали подавать иски". Но массовой подачи исков в России не будет, считает юрист: во-первых, такая сумма, как 3 тыс. руб., вряд ли кого-то заинтересует, а во-вторых, доказать, что вред здоровью был нанесен именно продукцией определенной компании, всегда сложно и дорого. Управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-лекс" Альберт Еганян также сомневается, что подобные иски в России могут стать массовыми, как в США, где в суд на одну крупную компанию может подать несколько тысяч человек. "В России в гражданском процессуальном праве не существует таких инструментов, как классовые и массовые иски",- утверждает он. Впрочем, можно предположить, что таких исков будет все больше, и не только к Coca-Cola, констатирует юрист.

СОФЬЯ ПРИЛЕВСКАЯ

Деловая газета "Бизнес"