14.11.2006

WPP Group выкупила представительство в России



Как стало известно Ъ, второй по величине рекламный холдинг мира британская WPP Group выкупила представительство своего сетевого агентства MindShare у его российских собственников. По экспертным оценкам, сумма сделки не превысила $10 млн. Участники рынка отмечают, что WPP неоднократно называла Россию приоритетным для себя рынком, и прогнозируют, что она продолжит скупку местных представительств своих компаний.

О покупке WPP Group 100% акций российского офиса сетевого медиаагентства MindShare Ъ рассказали сразу в нескольких компаниях, подконтрольных британскому холдингу. Как утверждают источники Ъ, сделка состоялась минувшим летом, однако до сих пор не закрыта. В штаб-квартире WPP и в MindShare от комментариев отказались. Не подтверждают эту информацию и в российском офисе Group M, управляющей всеми медиаагентствами WPP. При этом в октябрьском пресс-релизе Group M, посвященном выигрышу компанией "Максимайз" (до недавнего времени ООО "Максимайз" представляло MindShare на российском рынке) тендера на медиаобслуживание розничной сети "Техносила", агентство было названо уже собственностью WPP.

О сделке уже известно участникам рекламного рынка. "Я слышал, что владельцы MindShare продают свой бизнес,– сообщил Ъ гендиректор 'НТВ-Медиа' Сергей Пискарев.– Со стороны WPP это очень логичная сделка". С ним согласен президент Media Arts Group Илья Слуцкий: "Покупка бизнеса, уже работающего под одним из брэндов WPP, вполне закономерна. WPP Group неоднократно заявляла, что намерена укрепить свои позиции на динамично развивающемся российском рынке".

Агентство MindShare открыто в России в 2000 году. Среди клиентов – Ford Company, Gallaher Group, Kimberly Clark, Motorola. Согласно рейтингу Ъ и журналу "Индустрия рекламы", по результатам 2005 года с оборотом $139,2 млн занимает шестое место среди крупнейших агентств по медиазакупкам. По экспертным оценкам, выручка не превысила $5 млн. По данным участников рынка, собственниками агентства были его топ-менеджеры – Владимир Расс, Алексей Киселев и др.

В России WPP Group принадлежат четыре креативных и пять медиаагентств. Также в России по лицензии работают офисы принадлежащих холдингу трех PR-агентств и BTL-сети Wunderman, лицензиаты исследовательских сетей Research International и Millward Brown в России – компании КОМКОН и ARMI-Marketing. В первом полугодии 2006 года выручка WPP в России составила $29 млн (менее 1% от общих доходов).

По мнению экспертов, 100% акций российского представительства MindShare стоили WPP Group около $7-10 млн. "Для медиаагентства с оборотом, превышающим $100 млн, это справедливая оценка",– считает гендиректор компании Optimum Media Buying Николай Ануфриев. Илья Слуцкий отмечает, что поскольку в клиентском листе MindShare преобладают глобальные клиенты, пришедшие по сети, то "вряд ли WPP стала переплачивать за свой же бизнес".

Покупка MindShare – третья сделка WPP Group на российском рынке за последние два года. Так, в 2005 году британский холдинг приобрел контрольный пакет в агентстве Propaganda Ogilvy и инвестировал в совместные предприятия с группой "Видео Интернешнл" (ВИ), по ее собственным оценкам, не более $10 млн. Сейчас стороны в равных долях владеют агентствами JWT/RAVI CIS, Mediaedge:cia, Maxus и MC2. "До сих пор владельцы MindShare в России проводили самостоятельную политику, теперь интеграция агентства в Group M станет более заметной",– полагает Николай Ануфриев.

В дальнейшем, по мнению участников рынка, WPP будет наращивать долю в своих российских активах. Пока так называемая зона БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) обеспечивает холдингу всего 6% всей выручки, однако по замыслу руководства WPP к 2015 году ее доля должна вырасти до 25%. Правда, предупреждают эксперты, процесс дальнейших приобретений растянется на несколько лет. "Безусловно, WPP заинтересована в покупке доли ВИ в их совместных компаниях, но, чтобы быть выгодно проданными, этим компаниям необходимо пройти финансовую реструктуризацию и закрепиться в СНГ. На это может уйти четыре-пять лет",– отмечает Илья Слуцкий.

СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ

Кто скупает российскую рекламу

Помимо WPP Group интерес к российским рекламным активам проявляют и другие мировые коммуникационные холдинги. В 2004 году французская Publicis Groupe купила 60% агентства United Campaigns of Publicis (переименовано затем в Publicis United) и его медиаподразделения Optimedia (сейчас ZenithOptimedia), в 2005 году холдинг выкупил оставшиеся 40%. Осенью 2005 года британская Aegis Group объявила о покупке 51% акций медиаагентства HMS Komandarm (преобразовано в Vizeum). В январе 2006 года Aegis Group приобрела еще 12% акций, оставшуюся долю планирует выкупить до 2009 года. Весь бизнес HMS Komandarm был оценен в €16 млн. По мнению участников рынка, в ближайшие пять лет американская Omnicom Group выкупит бизнес у своих местных партнеров: DDB Russia Group и EMCG, в которую входят агентства TBWA, Tequila, Interbrand и др.

КоммерсантЪ