30.10.2006

Благотворительность по понятиям. В российское правовое поле вводится новое понятие – эндаумент



В российское правовое поле вводится новое понятие – эндаумент. Благодаря ему крупный бизнес сможет демонстрировать свою социальную ответственность. В пятницу МЭРТ и ОП представили законопроект, в котором описывается, как и на что бизнесмены должны жертвовать деньги, не рискуя быть неправильно понятыми властью.

Жизнь некоммерческих организаций России собираются еще больше упорядочить. На общественных слушаниях в пятницу Общественная палата вместе с Минэкономразвития представили проект Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». На прошлой неделе он был внесен в Госдуму и, согласно прогнозам, будет принят до конца года. Таким образом, общественные слушания были лишь формальностью. Вышедший к прессе председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности Владимир Потанин и сам подчеркнул: проект был реализован в рекордно короткие сроки, его обсуждение началось в июне, в октябре внесен в Госдуму, предположительно, начнет действовать уже со следующего года. Закон предлагает ввести понятие целевого капитала, который определяется как денежный актив, сформированный за счет пожертвований благотворителей. Вся денежная сумма передается в собственность НКО «в доверительное управление».

После этого организация расходует на свою деятельность как сам целевой капитал (но не более 15%), так и доходы, получаемые за счет инвестирования целевого капитала (не более 10%, поступивших за отчетный год). Такие фонды называются эндаументами. В западных странах подобная форма благотворительности существует уже давно и предполагает, что сумма пожертвований, вносимых меценатом, вычитается из базы по налогу на прибыль. В российском варианте не будет и этого: от уплаты налога на прибыль будут освобождены лишь НКО и фонды, управляющие целевым капиталом. Бизнес же будет заниматься благотворительностью на прежних основаниях, не рассчитывая на налоговые уступки. Это позволило бизнес-сообществу, представляющему законопроект, сразу же откреститься от возможных обвинений в корыстном интересе.

Выступившие в пятницу на слушаниях представители частных фондов все как один твердили о нужности и важности законопроекта, мельком отмечая незначительные недостатки. Так, собственниками целевого капитала могут стать не все некоммерческие организации, а лишь осуществляющие определенные виды деятельности, перечень которых будет утверждаться правительством Российской Федерации. Предположительно, туда войдут образование, наука, здравоохранение, социальная поддержка, культура, искусство и архивное дело. Кроме того что перечень довольно скудный, непонятно также, почему он будет определяться именно правительством, на что указал исполнительный директор Московской школы управления «Сколково» Григорий Мазманянц: «Почему бы не прописать это в законе и не установить раз и навсегда».

Если законопроект будет принят, что планируется сделать до конца года, его вполне можно будет назвать первой инициативой ОП, доведенной до логического конца. Некоторые российские НКО уже сейчас существуют в форме эндаументов, однако поскольку в российском юридическом поле до сих пор не существовало такого понятия, сам денежный актив находится за рубежом. Фактически после того, как проект поддержал МЭРТ, Минобразования, Минздравоохранения, бизнес-сообщество получило гарантии того, что публичная благотворительность не повлечет за собой репрессий со стороны государства, а будет воспринята как демонстрация лояльности и понимания социальной ответственности. Законопроект был представлен как первый созданный в связке общества и власти. И светящийся от удовольствия глава «Интерроса» Владимир Потанин, не скрывавший того, что лично лоббировал проект, и присутствовавший на встрече его коллега по ОП и глава РСПП Александр Шохин своим примером сигнализировали бизнесу, что возможность существовать дальше возможна только при непосредственном диалоге со властью.

Александра Зайцева

Газета.RU