25.10.2006

Вождь подарками красен. Музейщики решили показать, как наш народ горячо любит верховную власть



Этот подарок Сталину вручили в честь его избрания Почетным вождем Индейской конфедерации Америки в 1942 году.
Этот подарок Сталину вручили в честь его избрания Почетным вождем Индейской конфедерации Америки в 1942 году.
Завтра в Новом Манеже открывается выставка «Дары вождям». Она посвящена 200-летнему юбилею Музеев Кремля и показывает невероятные вещи, хранящиеся в кремлевских запасниках и в 13 других музеях столицы. Речь идет о подарках, которые вручали первым лицам советского государства (от Ленина до Горбачева). Экспозиция показывает уже почти забытую традицию подношений правителям от их «благодарных граждан».

Что подарить человеку, у которого все есть? Эта неразрешимая проблема стояла перед советскими людьми, желавшими продемонстрировать свою любовь к Сталину. Каждый разрешал ее, что было сил. К 60-летию вождя народов умелец Армен Азатян создал «великому юбиляру» буфет «Давид Сасунский» с картинами из армянского эпоса. Вряд ли Сталин использовал буфет по назначению – такого рода подарками после двух сталинских юбилеев (особенно бурно отмечалось его 70-летие в 1949 году) можно было заполонить все кремлевские апартаменты.

Между тем поток даров не иссякал, и если советские люди делали скорее символические подношения (в виде трудовых подвигов, обязательств, школ и институтов, названных именем руководителя), то из-за границы шли конкретные вещи. Так, например, работники легкой промышленности Венгрии послали Сталину комплект верхней одежды (шубу, шапку, перчатки), польские рабочие – круглый телефонный аппарат, а румынские пролетарии с завода «Красная эмаль» – красный самовар.

Немецкие рабочие сколотили для Ленина деревянный «Капитал».
Немецкие рабочие сколотили для Ленина деревянный «Капитал».


Все эти вещи сегодня смотрятся странно и комично по одной простой причине. Все понимают, что ни самовар, ни шубу, ни даже Меч Славы, подаренный Черчиллем, Сталин не собирался использовать (хорошо, если вообще их видел). Поэтому все они – помпезные, вычурные, крикливые, без доли иронии (что обязательно на дне рождения) и, главное, без всякой зримой пользы. Настоящие народные артефакты.

Точно так же, как и сами подарки, хранилища, где они находятся, представляют собой странные комнаты. Вроде бы не музей, но и не камера забытых вещей. Начиная с даров, преподнесенных Ленину, Кремль и подведомственные ему музеи обрастали этим неприкосновенным запасом.

Однако, по мнению устроителей манежной экспозиции, в этих вещах есть толк. По ним можно отлично проследить стиль эпохи и конкретного правителя. Ленинские презенты, например, достаточно скромны и непритязательны: деревянный альбом в виде книги Маркса «Капитал» или папка, созданная ручками пионеров детского дома № 15.

Телефон – дар Сталину от польских рабочих.
Телефон – дар Сталину от польских рабочих.


Тут же вспоминаются кадры из фильмов, где русские мужики ожидают ленинской аудиенции, чтобы поговорить по душам. А потом делят с гением чаек с сахарком. Со Сталина начинается настоящее подарочное пиршество – самые эффектные подношения: юбилеи превращаются в царский церемониал, они отражают тезис «жить стало лучше». У Хрущева, как и следовало ожидать, лидируют подарки от сельхозпредприятий. Здесь имеется, к примеру, дагестанский ворсовый ковер «Борец за мир». Ближе к эпохе Горбачева народная подарочная тропа истощилась. Юбилеи вождя превратились в сугубо личный, кулуарный праздник. Понятно, что и сегодня президент получает немало замечательных подарков от благодарных граждан. И было бы невероятно интересно сравнить советскую традицию с нынешней модой: есть подозрение, что с тех пор ничего не изменилось.


Новые Известия