17.10.2006

"Боулинг-сити" для регионов. На растущем российском рынке боулинг-клубов может появиться новый крупный игрок



На растущем российском рынке боулинг-клубов может появиться новый крупный игрок: петербургская компания "Боулинг-сити", управляющая одноименным петербургским развлекательным центром, собирается сделать проект сетевым и открыть 40 боулинг-центров за десять лет.
Сейчас компания "Боулинг-сити" владеет спортивно-развлекательный комплексом "Боулинг-сити" на 36 дорожек в ряд площадью 4,5 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге. Однако уже до конца года проект станет сетевым. Как рассказал "Бизнесу" гендиректор УК "Боулингсити" Юрий Ватлин, до конца этого года "Боулинг-сити" планирует открыть два центра в ТЦ "Июнь" и ТРЦ "Южный полюс" в Санкт-Петербурге.
Всего за ближайшие десять лет компания планирует открыть 40 боулинг-клубов. В Москву "Боулинг-сити" планирует выходить в 2008 году. Новые боулинги компании будут напоминать по формату петербургский "Боулинг-сити": площадь от 4 тыс. кв. м, 30-35 дорожек.
Запуск одного центра обойдется "Боулинг-сити" в $3-4 млн, срок окупаемости - три-четыре года. Финансирование развития сети будет осуществляться за счет кредитов, которые "Боулинг-сити" планирует брать в банках. Ранее "Боулинг-сити" привлекал кредитные линии банка "Россия".
"Боулинг-центры - активно развивающаяся отрасль, мы будем открывать центры в Петербурге и регионах, рассматриваем варианты выхода в страны СНГ - Белоруссию, Украину, Казахстан. Эти страны с точки зрения инвестиций интересны: предложений там нет, а спрос уже существует",- рассказывает Ватлин. Но и российский рынок, по оценке Ватлина, не насыщен: "Если в США на 2 тыс. человек приходится одна дорожка, то в России 68 тыс. человек на одну дорожку".
Участники рынка соглашаются, что российский рынок боулинг-услуг еще не насыщен.
По оценке генерального менеджера компании Brunswick Bowling & Billiards по России и странам СНГ Карины Маликовой, боулинг-индустрия растет в среднем на 25% в год. "На 2005 год в России было 2,8 тыс.
дорожек. Но этот рынок еще не консолидирован, конкуренции среди отрытых центров сетевых операторов тоже пока нет",- отмечает Маликова.
Конкуренты предупреждают "Боулинг-сити" о том, что региональные рынки в меньшей степени готовы к экспансии боулинг-сетей. "Быть успешнымив Москве или Санкт-Петербурге - не значит быть успешными в регионах, там своя специфика.
Например, в некоторых городах Урала хороший средний уровень доходов на душу населения, но люди не готовы посещать боулинг так, как в Москве и Петербурге",- говорит президент компании "Планета развлечений" ("Планета боулинг") Александр Сорокин.
А гендиректор сети "Космик" Владимир Анненков отмечает, что главная проблема сетей сейчас - привлечение финансирования. "Четыре боулинг-центра в год - реальный темп развития. Но для 4 тыс. кв. м нужно привлечь $4 млн, а пока ни одной компании не удалось привлечь подобную сумму",- рассуждает гендиректор сети "Космик" Владимир Анненков. По его словам, "Боулинг-сити" может столкнуться с рядом проблем и в странах СНГ. "Там отсутствуют хорошие большие площадки в ТРЦ. Кроме Украины, торговых центров с площадью выше 35 тыс. кв. м практически нет",- говорит он.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

Деловая газета "Бизнес"