17.10.2006

Техрегламентные бои на рекламной арене. Игроки рынка наружной рекламы делят сферы влияния



Отечественный рынок наружной рекламы ожидают серьезные изменения. Причина тому - предстоящее введение техрегламентов, устанавливающих новые стандарты на размещение рекламных конструкций. Как стало известно "Газете", сегодня существует два взаимоисключающих проекта технических регламентов.

Разработчиком первого, «радикально-запретительного» проекта выступает Российская академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Одним из ключевых моментов данного документа является введение серьезных ограничений на размещение рекламных конструкций. В частности, предполагается полностью исключить так называемую рекламу на перетяжках, создать «коридоры безопасности» вдоль автомобильных трасс, отодвинув рекламные конструкции на отдаленное расстояние. Кроме того, планируется существенно сократить количество рекламных конструкций, которые, по мнению разработчиков, нарушают архитектурный облик городов.

«Вопрос о количестве наружной рекламы - это не только безопасность дорожного движения, но также и защита граждан от мощного информационного воздействия, - поясняет член общественного совета ГУВД Москвы Илья Котов. - Обратите внимание, что за рубежом наружной рекламы в разы меньше».

Несколько дней назад проект данного техрегламента обсуждался на общественных слушаниях в Минпромэнерго. «Представленный проект - это вообще не документ, а просто желание разработчиков привлечь внимание к себе, - возмущается президент Национальной ассоциации наружной рекламы и информации Сергей Железняк. - Как можно серьезно говорить о документе, в котором не описаны ни требования к конструкциям и местам их размещения, ни обеспечение безопасности, ни сохранение экологии».

«Надо понимать, что дискуссия вокруг техрегламентов - это внутренние игры основных игроков рынка, которые бодаются за перераспределение ресурсов, - пояснил «Газете» один из владельцев московского рекламного агентства, пожелавший остаться неизвестным. - Ведь требования к рекламным конструкциям - это определенные возможности влиять на рынок и диктовать свои условия».

Борьба за введение определенных стандартов на отечественном рынке наружной рекламы началась еще в 2003 году, когда были утверждены новые ГОСТы, которые, в частности, предусматривали размещение «информационных» материалов на дорожных знаках, а также запрещали устанавливать рекламные конструкции ближе чем на 10 метров к проезжей части.

«Новые ГОСТы удалось «протащить» именно потому, что в то время еще не было закона «О техрегулировании», - уверен один из разработчиков альтернативного техрегламента, председатель технического комитета №467 Сергей Попов. - Однако никто не задумывался тогда, что большинство положений просто абсурдны». Интересно заметить, что инициатором создания этих стандартов выступал Игорь Иванцов, который сегодня является одним из авторов техрегламента, представленного в Минпромэнерго. По словам участников рынка, Игорь Иванцов - один из руководителей некой компании «Стройинвестпроект-М», которая специализируется на размещении рекламы на дорожных знаках.

«Все рекламные конструкции многообразны и места их размещения - тоже очень разные. Техрегламент должен быть очень серьезным и учитывать все эти детали», - уверен Сергей Железняк. К учету всего многообразия рекламных конструкций авторы второго документа подошли достаточно просто. В частности, вопрос о предельно допустимом расстоянии от автомобильных трасс предлагается определять в «индивидуальном» порядке.

«Если конструкция влияет на безопасность дорожного движения, ее ставить нельзя. Но ограничения в 10 метров ничем не обоснованы. Связи между количеством рекламных конструкций и ДТП просто не существует», - говорит Сергей Папаев, председатель технического комитета № 467.

Сторонники запретительных мер уверены, что разработка либерального техрегламента проходила не без участия небезызвестной компании News Corporation, которой, по оценкам участников рынка, через аффилированные структуры сегодня принадлежит не менее 60% столичного рынка наружной рекламы. «Никто и не скрывает, что решение вопросов о стандартизации наружной рекламы - это противостояние двух группировок, - говорит зампредседателя общественного совета по техрегулированию при Минпромэнерго Наталия Фонарева. - Однако представленный Академией проблем безопасности техрегламент пока не соответствует элементарным требованиям закона о техрегулировании».

Судьба второго проекта решится в ближайшие два месяца. В случае его одобрения на общественных слушаниях в Минпромэнерго он поступит на утверждение в правительство.

КИРА РЕМНЕВА

Газета