05.10.2006

Летать будет не страшно, но дорого



В ближайшие семь лет количество авиакатастроф в России должно снизиться в два с половиной раза. Это предполагает концепция развития аэронавигации в России, одобренная в среду правительством. Финансировать создание новой системы государство предлагает из кармана перевозчиков.

В основе концепции создания и развития аэронавигационной системы России лежат меры, направленные на существенное обеспечение безопасности полётов, заявил, представляя документ, руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько. Уже к 2015 году количество авиакатастроф в России благодаря этим мерам должно уменьшиться более чем в 2,5 раза, а к 2025 году почти в 5 раз.

Реализация концепции пройдет в три этапа. В течение 2006–2008 годов должно быть завершено создание аэронавигационной системы с едиными гражданско-военными органами. Затем, к 2015 году, планируется модернизировать технологии использования наземных, бортовых и спутниковых средств. Пункты управления воздушным движением будут укрупнены, их число сокращено с имеющихся 118 до 13. Третий этап развития аэронавигации предполагает интеграцию российской системы России в мировую, где используются глобальные навигационные системы ГЛОНАСС и GPS. Новая система должна стать значительно эффективнее нынешней радиолокационной, дешевле в эксплуатации и соответствовать международным стандартам.

Как подсчитали в ведомстве Нерадько, ориентировочная стоимость модернизации только наземного сегмента аэронавигационной службы потребует затрат в 156 млрд рублей до 2025 года. Затраты на бортовой сегмент составят еще около 126 млрд рублей. Всего на программу предполагается потратить почти 300 млрд рублей. Тем не менее экономический эффект от использования новой системы к 2025 году должен вдвое превысить затраты на ее создание. Искать необходимые средства Нерадько предложил за счет сборов за аэронавигационное обслуживание. Их ставки, которые ниже действующих в других странах в 2–2,5 раза, будут постепенно повышаться, пока не сравняются с мировым уровнем.

По мнению руководителя Росаэронавигации, это не окажет существенного влияния на стоимость авиабилетов. Однако уже сейчас разнообразные дополнительные сборы, сопровождающие авиабилеты иностранных авиакомпаний, в России могут превышать стоимость собственно перелета в несколько раз. В случае с российскими перевозчиками комплексные сборы составляют до трети стоимости билета.

Россия ежегодно увеличивает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание как для российских, так и для иностранных перевозчиков. Но если у российских компаний выбора нет, то Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) неоднократно указывала российскому Минтрансу, что навигационные сборы должны рассчитываться исходя из реальных затрат на развитие национальной системы управления воздушным движением. И чтобы сборы соответствовали качеству услуг, России необходимо сначала найти средства на модернизацию системы.

Однако глава Минэкономразвития также считает, что финансирование следует поискать за счет увеличения поборов. Герман Греф предложил использовать для этих целей средства, уплачиваемые иностранными авиакомпаниями за транссибирские перелеты, что составляет около 300 млн евро ежегодно.

Иностранные авиакомпании рассчитывали, что эта пошлина будет со временем отменена, но если она станет основным источником финансирования аэронавигационной программы, то на внутренних рейсах у «Аэрофлота» еще не скоро появятся иностранные конкуренты, говорят эксперты.

«Возможно, чтобы не поссориться окончательно с IATA, Минтранс в обсуждении обеих тем, касающихся повышения сборов, постарается найти какой-то компромисс, – считает Елена Баженова из CKC-Research. – Сейчас Великобритания взимает с пассажирских самолетов за сопровождение в своем воздушном пространстве по $220 за каждые 100 км. А Россия с иностранных лайнеров того же класса – около $90. Причем для отечественных компаний ставки ниже в несколько раз. Так что, возможно, повышение навигационных тарифов не сразу затронет иностранных перевозчиков. Средства придется найти российским компаниям. Но иностранцам по-прежнему придется платить за транссибирские маршруты».

Соня Климюк

Газета.RU