04.10.2006

"Эксклюзив" уходит из бизнес-центров. В столичных бизнес-центрах остается все меньше эксклюзивных операторов связи



Тенденцию к усилению конкуренции внутри офисных комплексов отмечают все крупные провайдеры. Такая ситуация выгодна арендатору, а управляющим и девелоперским компаниям приходится идти навстречу своим клиентам.
Еще несколько лет назад в большинстве крупных бизнесцентров услуги связи оказывал один оператор, имевший эксклюзивный статус в обслуживаемом здании. Такая система была выгодна и управляющей компании, и провайдеру. Зачастую владелец здания, стремясь сэкономить на строительстве телекоммуникационной инфраструктуры, перекладывал все расходы по ее созданию на плечи оператора. Для того чтобы окупить свои затраты, провайдер вынужден был устанавливать достаточно высокие тарифы на свои услуги. "С одной стороны, девелопер не против конкурентной среды, потому что чем больше выбор для арендаторов, тем меньше нареканий с их стороны. С другой, у каждого владельца офисного здания есть собственный интерес: доминирующий оператор в бизнес-центре более выгоден для девелопера. Он строит инфраструктуру за счет собственных средств либо отчисляет комиссионные. Из-за этого цены на телекоммуникационные услуги внутри бизнесцентров часто завышены",- говорит директор по коммерческому развитию компании "Синтерра" Тигран Погосян.
Зато арендаторы при такой схеме зачастую испытывали неудобства. При переезде в новое здание им приходилось терять номера телефонов и сталкиваться с целым рядом других проблем, при этом оплачивая услуги связи по более высоким тарифам.
Грядущая конкуренция заставляет менять политику
Сейчас ситуация изменилась.
"Наступил такой момент, когда большинство владельцев офисных зданий любого класса уже не могут позволить себе игнорировать пожелания своих клиентов и стараются создать максимально комфортные условия для долгосрочного сотрудничества. Близкое, по оценкам экспертов, насыщение рынка офисных зданий в 2008 году заставляет их уже сейчас задуматься о будущей конкуренции в борьбе за арендаторов",- считает руководитель проектов департамента по работе с коммерческой недвижимостью "Комстар - Объединенные телесистемы" Анна Плетенева. Генеральный директор ОАО "Центральный телеграф" Ваагн Мартиросян также отмечает, что эксклюзивных операторов становится все меньше. По его словам, крупные арендаторы, как правило, уже имеют корпоративные сети передачи данных, построенные на сетях стороннего оператора.
Открывая свой филиал в новом бизнес-центре, они вынуждены отказываться от услуг оператора, работающего на эксклюзивных условиях.
Поскольку владелец здания заинтересован в привлечении крупных клиентов, ему приходится разрешать сторонним операторам работать на своем объекте. Тигран Погосян добавляет, что уход от эксклюзивных схем предоставления услуг связи стал возможен во многом благодаря позиции самих арендаторов: "Они стали более грамотны в сфере тарифной политики операторов, знают, какие цены существуют на рынке, хорошо представляют возможности операторов по предоставлению новых услуг и технологий".
Тарифы снижаются на 10-15%
Конкуренция операторов связи внутри бизнес-центров идет на пользу в первую очередь клиенту. По оценке Анны Плетеневой, с прекращением действия эксклюзивного соглашения тарифы в среднем снижаются на 10-15%. Гендиректор "Центрального телеграфа" считает, что конкурентная среда идет на пользу и клиентам, и операторам: "Конечно, с точки зрения окупаемости построения инфраструктуры сети оператору намного выгоднее работать в бизнес-центре на эксклюзивных условиях. Однако конкуренция дает арендатору возможность выбрать компанию, соответствующую его техническим запросам и финансовым возможностям, а операторов стимулирует к разработке новых сервисов и решений для бизнес-клиентов".
Тем не менее даже если в офисном центре присутствует эксклюзивный поставщик услуг связи, а арендатор им по какимто причинам недоволен, существующие технологии позволяют решить эту проблему не меняя офиса. Технология беспроводного широкополосного доступа WiMax позволяет вообще не зависеть от монополиста. "Отсутствие необходимости тянуть в офис провода может изменить ситуацию внутри бизнес-центров со сложившейся телекоммуникационной структурой. Эта технология предоставляет настоящую мобильность и независимость от монополиста, а в случае переезда в другой офис телефонный номер и услуги доступа в интернет всегда остаются за клиентом",- говорит Тигран Погосян.
Переезд в жилые массивы
Если все опрошенные "Бизнесом" эксперты рынка считают, что в бизнес-центрах "эксклюзива" вскоре вообще не останется, то в сфере жилой недвижимости, наоборот, взаимодействие застройщиков и провайдеров только начинается.
Застройщику важно, чтобы в продаваемом им жилье сразу же была создана необходимая телекоммуникационная инфраструктура. Взаимодействие с одним оператором выгодно для него: привлекательность жилья повышается, а его себестоимость увеличивается незначительно. Причем затраты легко включаются в конечную стоимость жилья. "Конкуренции между оператором-партнером застройщика и небольшими районными провайдерами просто не существует: мелкий провайдер не превзойдет серьезного оператора связи ни по качеству, ни по спектру услуг, ни по надежности. Но, несмотря на эксклюзивность, операторупартнеру невыгодно завышать цены: абоненты будут меньше пользоваться связью и искать альтернативы, а застройщик выберет другого партнера, и новые проекты для оператора будут потеряны",- говорит технический директор группы телекоммуникационных компаний АСВТ Сергей Мишенков.
По его словам, крупные операторы конкурируют не за отдельные квартиры или дома - им нужны микрорайоны. "Здесь действительно конкуренция жесткая. Естественно, оператору, получившему "эксклюзив", не захочется пускать конкурента на свой объект",- добавляет Мишенков.

ИВАН МАЦАРСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"