29.09.2006

Москва и Петербург наполовину отформатированы



Цивилизованные торговые форматы стремительно вытесняют стихийные точки: по последним оценкам ACNielsen, проникновение цивилизованных форматов сетевой торговли в Москве и Петербурге наконец превысило 50%. При этом российский рынок еще оставляет инвесторам возможности для роста: к примеру, популярный в Европе формат жесткого дискаунтера до России еще не дошел.
Вчера ACNielsen представил исследования рынка форматов розничной торговли в России и мире. По данным ACNielsen, за прошлый год 80% сетевых ритейлеров в России продемонстрировали рост оборота более чем на 10%. Кроме того, ACNielsen пришел к выводу, что за последний год проникновение цивилизованных розничных форматов в Москве и Петербурге преодолело критический порог в 50% от общего оборота розничной торговли.
При этом наиболее активный рост, по оценкам гендиректора ACNielsen Александра Письменного, демонстрируют гипермаркеты. На втором месте по популярности у населения- дискаунтеры, на третьем- супермаркеты. Четвертую позицию занимают "магазины у дома" - этот формат пока развит в наименьшей степени. В регионах показатели цивилизованных розничных операторов куда скромнее: по данным исследования, на семь крупнейших сетевых ритейлеров ("Магнит", "Пятерочка", "Копейка", "Перекресток", "Седьмой континент", "Рамстор" и Auchan) приходится менее 10% рынка.
По подсчетам ACNielsen, для насыщения цивилизованного розничного рынка только в Москве требуется 200 гипермаркетов (или 20 на 1 млн жителей страны), 500 супермаркетов (50 на 1 млн) и не менее 1 тыс. мини-маркетов площадью до 400 кв. м, говорится в отчете. "Между тем сейчас по всей России насчитывается всего 94 гипермаркета: то есть рынок не насыщен даже на 10%",- отмечает руководитель подразделения по работе с розничными сетями ACNielsen Денис Шириков.
Участники рынка и эксперты спорят с ACNielsen, отмечая, что рассуждать о насыщении рынка пока рано. "О насыщении рынка розничными форматами можно будет судить к 2010 году",- уверен руководитель практики стратегии "AT Kearney Россия" Антон Порядин. По его оценкам, преобладающими форматами на рынке станут гипермаркеты и дискаунтеры. "Наш розничный рынок переходит в зрелую стадию, и наблюдается разделение аудитории: потребители, для которых важен ценовой фактор, уходят к дискаунтерам. Платежеспособные семьи, имеющие собственные автомобили и заинтересованные в качестве товаров, отойдут гипермаркетам.
А доля рынка супермаркетов постепенно снижается уже сейчас",- говорит эксперт. При этом соотношение долей розничных форматов будет меняться в зависимости от региона. "В Москве и Петербурге сильные позиции гипермаркетов закономерны в силу более высоких доходов населения и роста числа собственных автомобилей. Гипермаркеты и супермаркеты будут востребованы и в других регионах с высоким уровнем жизни, например в Тюменской области. В других регионах с менее высоким уровнем доходов будет расти доля дискаунтеров",- утверждает Порядин из ACNielsen.
При этом отдельные ниши перспективных розничных форматов в России практически не заполнены, считает Александр Письменный: "К примеру, формат hard discounter в России пока никем не занят.
Классический пример такого ритейлера- немецкий Aldi: более 90% его ассортимента занимают товары private label, а средний чек в таком магазине на 50% ниже, чем в сетях другого формата". Впрочем, основной акционер сети дискаунтеров "Дикси" (считается одной из наиболее приближенных к формату hard discounter) Олег Леонов считает, что жесткие дискаунтеры на российском рынке не очень востребованы: "Так, в Москве на них спроса практически нет". Леонов отмечает, что не на всех цивилизованных рынках дискаунтеры занимают большую долю: "Так, в Англии доля дискаунтеров составляет не более 3%".
Эксперты ACNielsen отмечают, что private label в российских сетях развивается медленно: среди регионов по этому показателю лидирует Краснодар (2,6%) за счет высокой доли собственных торговых марок в крупнейшей сети региона "Магнит". В сетях Москвы и Петербурга доля собственных торговых марок едва превышает 1%.
Еще одним перспективным форматом эксперты называют небольшие по площади магазины у дома с минимальным набором товаров. О готовности инвестировать в этот формат говорит и исполнительный директор Pyaterochka Holding Лев Хасис. Впрочем, реализовать проект сети "магазинов у дома" в федеральных масштабах будет сложно, считает консультант компании Bordin & Partners Алексей Тихонов: ""Магазины у дома" целесообразнооткрывать в крупных городах и в большом количестве, иначе затраты на логистику окупить не удастся.
Если браться за развитие такой сети в московском регионе, необходимо открыть не менее 300 магазинов площадью в 40-50кв. м. С учетом острейшего дефицита на рынке торговой недвижимости в столице сделать это будет трудно".

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"