29.09.2006

News Outdoor продал монополиста мониторинга



Максим Ткачев
По словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, его компания больше не участвует в исследованиях российского рынка наружной рекламы
Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ


Как стало известно Ъ, в начале этого года крупнейший игрок российского рынка наружной рекламы News Outdoor Group (NOG) продал блокирующий пакет акций исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" ее топ-менеджменту. Для других участников рынка новость о том, что NOG была одним из акционеров агентства "ЭСПАР-Аналитик", специализирующегося на мониторинге наружной рекламы, стала неожиданностью: все эти годы у компании был статус независимого наблюдателя.

Как рассказал Ъ управляющий директор NOG Максим Ткачев, одним из учредителей созданного в 1996 году исследовательского агентства "ЭСПАР-Аналитик" была компания господина Ткачева "АПР-Сити". В 2000 году "АПР-Сити" была куплена News Corp. Руперта Мердока и вошла в состав NOG. После этого группа стала владельцем блокирующего пакета "ЭСПАР-Аналитик". "Мы проинвестировали компанию Андрея (Березкина, одного из основателей и гендиректора 'ЭСПАР-Аналитик'.– Ъ) на начальном этапе, помогли ему развить бизнес, после чего вышли из состава учредителей",– говорит господин Ткачев. Андрей Березкин подтвердил Ъ, что топ-менеджмент компании в начале 2006 года выкупил у NOG ее долю, став стопроцентным собственником компании. Сумму сделки стороны не раскрывают.

Компания "ЭСПАР-Аналитик" создана в 1996 году. Специализируется на мониторинге наружной рекламы, исследует эффективность рекламных конструкций. Регулярные исследования рынка начала проводить в 1997 году. Сегодня работает в 50 крупнейших городах России. В штате около 50 человек. Эксперты затрудняются оценить стоимость "ЭСПАР-Аналитик", так как им неизвестен даже оборот этой компании. "На мониторинге больших денег не заработаешь, но надо учитывать, что `ЭСПАР-Аналитик` монополист в своей нише",– отмечает глава крупной исследовательской компании.

Для операторов наружной рекламы родственные связи NOG и "ЭСПАР-Аналитик" стали неожиданностью. "Рынок считал ЭСПАР независимой компанией,– говорит глава компании `Вера&Олимп` Дмитрий Дюмин.– Если бы все знали, что ею владеет Руперт Мердок, она вряд ли бы пользовалась таким доверием". С ним соглашается гендиректор группы Gallery Салим Тарани: "Присутствие News Corp. в составе акционеров ЭСПАР, конечно, создавало конфликт интересов. Информация об этом негативно скажется на имидже компании, хотя с выходом News из состава акционеров ЭСПАР доверие к ее исследованиям должно повыситься". При этом участники рынка отмечают, что к качеству предоставляемых "ЭСПАР-Аналитик" услуг у них до сих пор не было серьезных претензий. "Крупнейший оператор создал себе инструмент мониторинга наружной рекламы, который до этого отсутствовал, и этим инструментом пользуются другие участники рынка,– напоминает гендиректор компании `Нике` Роман Дубинин.– В теории объективность исследований могла страдать, но подтверждений этому у меня никогда не было".

Стоит отметить, что сегодня владельцами исследовательского бизнеса зачастую являются медиаконцерны и рекламно-коммуникационные холдинги. Так, голландско-американский холдинг VNU объединяет как исследовательские компании ACNielsen и Nielsen Media Research, так и издательства. А британская Aegis Group владеет исследовательской сетью Synovate. "В свое время широко обсуждалось, могут ли исследователи входить в крупные холдинги, сейчас страсти поутихли,– рассказывает гендиректор GfK-Rus Александр Демидов.– Острые моменты, конечно, остаются, хотя конфликты интересов крайне редки".

Некоторые участники рынка наружной рекламы, впрочем, не исключают, что NOG по-прежнему остается владельцем агентства "ЭСПАР-Аналитик". Как считает коммерческий директор компании "Реклама-сервис" Наталья Самойлова, фирма могла быть просто переоформлена на другое юридическое лицо, принадлежащее NOG: "В News это распространенная практика. Они до последнего отрицали, что владеют компаниями `Мосгорреклама`, `Столица М` и `Норд-вест продакшн`, пока информация об этом не появилась в очередном годовом отчете их головной структуры – News Corp.".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ

КоммерсантЪ