27.09.2006

Белая реклама в пустыне. В Африке есть щиты и перетяжки



КОРБА. Реклама в Тунисе работает на контрастах. Если слева висит перетяжка с Иваном-царевичем, то справа может оказаться обычный кусок фанеры с номером телефона.

Тунисская деревня Корба в пригороде г. Хаммамет, где мы провели 3 дня с официальным визитом, напоминает песочницу с низкими бетонными блоками преимущественно белого или бежевого цвета, что делает пейзаж практически однотонным. Впрочем, такая же цветовая гамма свойственна и городам. Поэтому на этом фоне даже редкий рекламный щит с цветной иллюстрацией кажется ярким и привлекает внимание и целевой, и нецелевой аудитории.

Заинтересовавшись рекламой с Иваном-царевичем и елочной гирляндой, в которой угадывался стиль кого-то из бывших соотечественников, мы узнали лишь, что это реклама детского садика. Узнать же, насколько она эффективна, не удалось: у местных жителей был уикенд и сиеста одновременно, и пусть даже 100 клиентов соберутся у дверей рекламного агентства, никто не выйдет.

Судя по внешнему виду рекламоносителей, никакого контролирующего рекламу органа здесь нет. Зато в каждом ларьке, включая ларьки с шаурмой, есть портрет президента. Очевидно, в порядке обязательной социальной рекламы. Некоторые наши догадливые коллеги предположили, что, вероятно, в стране, где граждане настолько любят и почитают своего руководителя, именно в его руки они предпочли отдать все, что связано с рекламой.

В отличие от деревни, городская инфраструктура одного из центральных курортов страны - города Сусс позволяет разместить больше рекламоносителей и лучше. Здесь они ухоженные, по большей части формата 3х6 м. Рекламируемые в деревне и в городе товары тоже отличаются: если в Корбе это продукты питания, средства гигиены, актуальные для местного населения, то в центральных городах - Суссе и Хаммамете - в основном услуги турфирм по организации экскурсий, развлекательные и культурные центры и магазины - то, что интересно многочисленным туристам.

Креатив в наружной рекламе Туниса слаб: в лучшем случае незатейливо изображен продукт или идеальный, по мнению заказчика рекламы, потребитель данного товара. По такому же принципу был, видимо, смоделирован рекламный постер, потрясший наше воображение, с тремя зеленоволосыми женщинами с выкрашенными в красные и синие тени глазами. Эти сирены, как выяснилось, призывали местных жителей в европейский салон красоты.

Со стороны

Генеральный директор компании "Нью-Тон" (Москва) Овик Саркисян (979563)* заметил, что реклама в Тунисе все еще на стадии развития, бросается в глаза ее эклектичность как в креативе, так и используемых материалах. "В транзитной рекламе вариаций и вовсе нет. Как правило, на бортах автобусов мелькают только логотипы туристических фирм", - заметил Овик Саркисян.

"Забавно смотреть, когда на одинокой пальме висит вывеска, - добавляет исполнительный директор компании PROMOBOX (СПб) Сергей Бурмистров. - Не думаю, что местному малому бизнесу нужна реклама - это страна торга".

По мнению руководителя отдела наружной рекламы компании Art-Com (Москва) Владимира Тихонова, похоже, в Тунисе нет местных брендов, вся более или менее стоящая реклама, которая встречается в стране, принадлежит мировым брендам.

Реклама детского сада в деревне Корба не оставляет никаких сомнений: к креативу приложил руку кто-то из наших соотечественников, волею судеб оказавшийся в далекой Африке.

The Loerie Awards - конкурс рекламы, который ежегодно проходит в сентябре на юге Африки в г. Margate (ЮАР). По замыслу организаторов, здесь происходит формирование отборного креатива. В 2006 г. 15 наград получили неафриканские рекламные агентства.

Ранчина Ксения, Тихонова Анжелика

Деловой Петербург