26.09.2006

Новички бьют старожилов. В списке лучших бизнес-школ сменились многие лидеры


В этом году в рэнкинге бизнес-школ США от The Wall Street Journal/Harris Interactive лидеры снова поменялись местами: 1-е место досталось University of Michigan, 2-е — Dartmouth College. Сюрпризы преподнесли региональный и международный рэнкинги: здесь победителями стали не особенно именитые новички. В региональном рэнкинге американских школ 1-е место заняла аризонская Thunderbird, поднявшись с 4-го места в прошлогоднем списке, а лидером в международном рэнкинге европейских, североамериканских и центральноамериканских школ стала барселонская ESADE.






Для просмотра увеличенного варианта кликайте изображение

С Michigan и Dartmouth сравниться могут немногие. За шесть лет составления рэнкингов трижды побеждал Dartmouth и дважды -Michigan. Лидерство Michigan связано с тем, что эта школа в своей программе MBA во главу угла ставит опыт работы студентов. Хедхантеры ценят выпускников Michigan за умение соединять теорию с практикой. Thunderbird и ESADE ориентируются на международный бизнес, в этих школах даже действуют двухуровневые партнерские программы. Во всех трех лучших школах сильны этические традиции и традиции корпоративной социальной ответственности. В Michigan студенты разрабатывают проекты для развивающихся стран, в ESADE программы для менеджеров основаны на традициях “христианского гуманизма”, выпускники Thunderbird дают клятву следовать нормам этики.

Школы с лучшей академической репутацией заняли в рэнкингах не самые высокие места. Хотя и учебные программы, и квалифицированность преподавательского состава в опросе учитывались, для большинства его участников академичность образования была не главным критерием. Гораздо важнее для них оказались коммуникационные навыки студентов, умение работать в команде, личные этические принципы и честность, аналитические способности и умение решать поставленные задачи, а также бизнес-этика.

Из-за этого очень известные школы, такие как, например, Harvard и Stanford, занимают в рэнкингах место ниже, чем то, на которое могли бы рассчитывать по своему уровню преподавания. Признавая аналитические способности их студентов и преподавателей, рекрутеры жалуются, что выпускники самых престижных школ высокомерны и менее готовы работать в команде, чем студенты MBA других школ. Нередко крупные элитарные школы не стремятся поддерживать хорошие отношения с рекрутерами, как делают небольшие школы MBA, и из-за этого их оценки за трудоустройство были ниже, чем за работу с клиентами.

В целом участники опроса в этом году были более довольны школами, чем в прошлом: оценки были выше, и они отмечали, что планируют продолжить работать с выпускниками тех же школ. Больше половины рекрутеров считают, что качество программ MBA сохранилось на уровне прошлых лет или стало лучше.

Больше вакансий с большей зарплатой

Сейчас компании принимают на работу больше выпускников MBA и на большие оклады, чем несколько лет назад, когда спрос резко пошел вниз. Почти четверть участников опроса (по сравнению с 17% в 2005 г.) говорила, что готова брать выпускников MBA на начальную зарплату в $100 000. А 62% (против 48%) отмечали, что повысили оклады. Хотя рынок труда заметно вырос, рекрутеры отмечают, что студенты не проявляют особой жадности или требовательности — по крайней мере, пока.

“Этот год оказался очень успешным, — говорит Мори Хэниган, занимающаяся поиском талантливых выпускников MBA для компаний, — студенты по-прежнему рвутся работать и большого высокомерия не проявляют, а компании выступают с лучшими, пусть и не фантастическими, предложениями”. По большей части, добавляет она, компании довольны студентами, которых принимали на работу, хотя некоторым и не удавалось заполучить столько, сколько хотелось.

Недовольны рекрутеры одним: снижением количества и качества опыта работы у студентов. Многие школы в последнее время ослабили требования к стажу и принимают студентов с меньшим опытом — отчасти из-за снижения спроса на программы MBA, отчасти из-за желания привлечь большее количество женщин и представителей меньшинств.

Привыкнув видеть на собеседованиях выпускников MBA, у которых за плечами четыре-пять лет работы, рекрутеры жалуются, что теперь все чаще к ним приходят студенты, проработавшие год или два, прежде чем прийти в бизнес-школу.

“Принимать на работу студентов с небольшим опытом трудно, потому что у них неоправданно высокие ожидания по поводу зарплаты, бонусов и полномочий, — объясняет риэлтор из Сент-Луиса Брэд Беггс. — Между тем от них отдача меньше, а учить нужно многому”.

Национальный рэнкинг

Почему в рэнкингах лидируют именно Dartmouth и University of Michigan? Возможно, лучше, чем кому бы то ни было, ответ известен декану дартмутской Tuck School of Business Полу Дейносу. До перехода в 1995 г. в Tuck School of Business он был профессором и замдекана в мичиганской Ross School of Business, так что хорошо знает обе школы.

“Обе школы нашли золотую середину между исследовательской работой преподавателей и обучением, что, как мне кажется, отвечает интересам работодателей, — говорит он. — Кроме того, у них хорошие студенты, не зацикленные на самих себе. Это миф, что компаниям нужны несгибаемые сотрудники, готовые в землю закопать своих коллег”.

Большинство школ из национального рэнкинга — это частные школы, из которых больше половины находится в восточной части США. В национальный рэнкинг вошли все шесть университетов Лиги плюща, в которых есть бизнес-школы.

Одна из школ Лиги плюща при Columbia University, а также University of California в Беркли впервые вошли в пятерку лучших. Рекрутеры ценят их по совершенно разным причинам: University of California — за готовность выпускников МВА работать в команде, творчество и технологическую хватку, Columbia University — за финансовую образованность и высокий конкурентный дух.

Сразу на пять строчек в рэнкинге поднялся Duke University, занявший в этом году 12-е место. Особенно высокие оценки школа получила от рекрутеров, специализирующихся на розничной торговле и здравоохранении. Некоторые из них отмечали, что связи этих школ с работодателями стали лучше, а студенты более подготовлены к собеседованиям при приеме на работу.

“В последние годы я вижу, что Fuqua School университета Duke привлекает студентов с большим опытом работы, более разнообразным культурным и трудовым прошлым и большим желанием решать непростые задачи в бизнесе”, — говорит менеджер по финансам и развитию бизнеса в Microsoft Майкл Мотт.

А вот University of Southern California скатился за год с 10-го на 15-е место. Рекрутеры отмечают, что уровень студентов, с которыми они проводили собеседования, стал ниже. Некоторые студенты Marshall School of Business при University of Southern California “не имели достаточного опыта работы между первой и второй ступенью образования в университете”, сетует Крис Дебир из Hyperion Solutions — международной компании по разработке программного обеспечения со штаб-квартирой в Санта-Кларе, штат Калифорния. “Меня интересовало умение выпускников сочетать образованность с хорошим опытом работы, а именно этого я в них не обнаружил”.

Региональный рэнкинг

Здесь лидером стала Thunderbird, обогнав дважды занимавшую 1-е место Purdue University. Кроме того, Thunderbird стала пятой в международном рэнкинге и единственной региональной школой, фигурирующей в них обоих.

Совмещение регионального и международного статуса может показаться странным, но Thunderbird сотрудничает с необычным набором рекрутеров — трудоустраивающих выпускников как в юго-восточных штатах, так и в международных компаниях. Со своего основания в 1946 г. Thunderbird сделала своей целью обучение студентов для международного бизнеса. Рекрутеры рассказывают, что у студентов Thunderbird им, кроме всего прочего, нравится дух предпринимательства.

Остальные 50 региональных школ по большей части работают с рекрутерами, трудоустраивающими выпускников в том же или соседнем штатах. Места в региональном рэнкинге распределились примерно поровну между частными и государственными университетами США. Региональные рекрутеры чаще работают всего с одной бизнес-школой.

Год от года позиции школ в главном региональном рэнкинге меняются весьма значительно. В этом году резко откатились назад University of Georgia, Fordham University, Washington University в Сент-Луисе, University of Pittsburgh и Emory University.

Рекрутеры жалуются, что несколько лет назад, когда спрос на программы MBA пошел вниз, часть региональных школ снизили требования к студентам и стали принимать менее квалифицированных кандидатов.



далее...

Рональд Элсоп

Ведомости