25.09.2006

Шварценеггер подавил восстание машин. Власти штата Калифорния подали в суд на компании General Motors, Toyota, Ford, Honda, Chrysler и Nissan



Ведущие автоконцерны обвиняются в том, что выхлопные газы автомобилей стали причиной парникового эффекта. Калифорния требует денежной компенсации за выхлопы и настаивает на том, чтобы производители машин платили компенсацию каждый год. Ущерб, который автомобили наносят природе, власти оценили в «миллионы долларов».

В иске калифорнийских чиновников говорится, что выхлопные газы автомобилей шести крупнейших автопроизводителей составляют 30% всех выбросов углекислого газа в Калифорнии. Штат требует денежной компенсации убытков, «причиненных здоровью его жителей, а также экономике и окружающей среде». «Глобальное потепление причиняет вред Калифорнии», – резюмируют юристы администрации штата.

«Выхлопы транспортных средств – единственный наиболее динамично растущий источник выброса углекислого газа» Если штат Калифорния во главе с губернатором Арнольдом Шварценеггером выиграет дело, будет создан прецедент, который спровоцирует волну подобных исков в других штатах, опасаются аналитики.

«Выхлопы транспортных средств – единственный наиболее динамично растущий источник выброса углекислого газа, вносящий свой вклад в глобальное потепление, а федеральное правительство и автопроизводители отказываются что-либо предпринять. Пришло время считать автопроизводителей ответственными за их роль в экологическом кризисе», – заявил генеральный прокурор Калифорнии Билл Локер.

Власти Калифорнии считают, что «вызванное деятельностью человека глобальное потепление», в частности, приводит к уменьшению количества снега в Калифорнии, а горный снег – жизненно важный источник питьевой воды в штате. Кроме того, парниковый эффект приводит к более раннему таянию снегов, к повышению уровня моря у берегов штата, эрозии береговой линии, к увеличению уровня озонного загрязнения в городских районах, к повышенной угрозе лесных пожаров.

Юристы штата настаивают, чтобы любое решение суда о компенсациях «не было одноразовым». По мнению властей, производители автомобилей должны каждый год выплачивать компенсацию за вред, нанесенный окружающей среде.

В ответ на действия калифорнийских властей Союз автопроизводителей США заявил, что это всего лишь «неприятный иск, который суд может просто отклонить». Лоббисты автомобильной промышленности утверждают, что активность Шварценеггера вызвана желанием «вовлечь суды в принятие политических решений».

В августе Арнольд Шварценеггер договорился с демократическим большинством в конгрессе штата о принятии закона об ограничении выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Тогда губернатор, поддержавший закон о предельных объемах выбросов вопреки мнению Республиканской партии, заявил о достижении «исторического соглашения по борьбе с глобальным потеплением».

Сейчас США лидируют по объемам выбросов вредных веществ в атмосферу. Америка не подписала Киотский протокол 1997 года, который призван бороться с парниковым эффектом. Присоединение к протоколу может обернуться огромными издержками для американских корпораций. Калифорнийский губернатор вопреки мнению Белого дома может первым в стране ввести на подконтрольной ему территории нормативы Киотского протокола. К 2010 году он хочет сократить объем вредных выбросов в Калифорнии до уровня 2000 года и намерен в перспективе ввести торговлю квотами на выброс вредных веществ, как это принято в ЕС. К 2020 году власти штата намерены сократить выбросы газов, вызывающих парниковый эффект, на 25%.

Эльдар Бадырханов

Взгляд