15.09.2006

Почти как в казино. На днях T-Mobile в Англии заключила соглашение с EMI



Пока в России сотовые операторы пытаются предлагать людям просмотр обычных телепередач на маленьких экранах мобильных телефонов, в других странах экспериментируют с более интересными формами сочетания видео с мобильными телефонами.
На днях T-Mobile в Англии заключила соглашение с EMI.
Будут подготавливать музыкальное видео для трансляции в мобильные телефоны. Набор популярных музыкантов имеется, зрители тоже ожидаются. Но, по большому счету, все это не так уж интересно. Создавать специализированный видеоконтент для мобильных телефонов - это уже почти правило хорошего тона. Другое дело, что в большинстве случаев для подобных проектов пытаются применить модель платного телевидения: уникальный контент без рекламы, но зато за абонентскую плату. Может быть, такой подход и логичен, по крайней мере, когда речь идет о качественном контенте, который специально подготавливается. Но в случае с T-Mobile был выбран другой вариант предоставления услуги: бесплатно, но с рекламой. Реклама, естественно, тоже видео. Вроде как в порядке тестирования ролики будут размещать Coca-Cola, General Motors и прочие немаленькие компании. Подобная рекламная модель традиционна, но для других каналов коммуникации. Все-таки с мобильным видеосервисом еще не совсем ясны цифры по аудитории, которую можно будет достичь при помощи такой рекламы. Вообще, мало что мешает сервису стать массовым, получить большую аудиторию и зарабатывать деньги на рекламе. Хотя и подводных камней можно ожидать в большом количестве.
В любом случае эксперименты T-Mobile оказываются далеки от новаторства, особенно если сравнить их с проектом другого оператора "3" под названием SeeMeTV. Тут уже почти YouTube для мобильных, но только лучше, потому что пользователям платят деньги за просмотр видео, которые они подгружают. То есть абоненты "3" снимают видеоролики при помощи мобильных телефонов, загружают их через SeeMeTV, смотрят чужие ролики, платят за это небольшие деньги (от 10 до 69 пенсов). Ложка дегтя для пользователя все же есть, если хочешь смотреть - плати. Но это совсем другая схема по сравнению с какой-нибудь абонентской платой за мобильное ТВ. Тут вступают в силу правила социальных игр: не только пассивно получатьинформацию, но и самому поставлять ее, не только тратить деньги, но и там же попытаться их заработать. По официальным данным, сейчас в месяц просматривается около миллиона видеороликов, но миллионером вряд ли кто-то станет. В случае со всякой социальщиной реальные доходы не так уж важны для человека. Это игра достаточно увлекательная, и в отличие от многих других развлечений, на которые люди тратят деньги, можно утешать свою жадность тем, что немного денег все же зарабатывается, чуть-чуть траты покрываются. Почти как в казино. Подобная схема с привлечением большого числа людей имеет свои преимущества: не надо тратиться на создание контента, на лицензирование дорогого видео - люди сами друг другу поставляют контент. Все, что нужно от поставщика услуги,- четкая работа технологической инфраструктуры. Но есть и недостатки: надо следить, чтобы в рамках сервиса не было непотребщины всех сортов - от порнографии до уличного насилия. А в условиях, когда за просмотры видео платят, попыток загрузить подобные ролики будут тысячи. В общем, стандартные плюсы и минусы свободных проектов, ориентированных на пользовательский контент. Однако думается, что в далекой перспективе проекты, работающие по схеме SeeMeTV, окажутся более востребованными, чем простая трансляция какого-то видео. Модель уж больно хороша.

АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Деловая газета "Бизнес"