14.09.2006

Въезда нет. Рынок въездного туризма в России переживает спад



На днях Росстат опубликовал данные по въезду иностранных туристов в Россию по первому полугодию 2006 года. Несмотря на то что, по данным Росстата, рынок впервые за несколько лет вырос на 9,8%, эксперты отмечают, что основной рост пришелся на те страны, откуда в Россию приезжают вовсе не туристы, например из Польши, а турпоток из Германии, Франции и других западных стран продолжает падать. Участники рынка связывают сложности рынка въездного туризма с недостатком гостиниц и высокими ценами на туры в Россию.
Согласно опубликованным на днях данным Росстата туристический поток в Россию из зарубежных стран впервые за несколько лет вырос на 9,8%.
Однако участники рынка не спешат радоваться: первые места по росту турпотока занимают страны, из которых по туристическим визам ездят в основном по делам,- Польша, Финляндия, Канада, страны СНГ. А основные направления, на которых работают въездные туроператоры,- Германия (-2%), Франция (-13%), США (-1%), продолжили падение или стагнацию.
Операторы въездного туризма связывают низкие темпы роста рынка с низким предложением и высокими ценами на гостиничном рынке. Вице-президент ВАО "Интурист" Николай Кокора отмечает, что, несмотря на падение рынка в физическом выражении, в деньгах он все же растет - прежде всего за счет роста цен на гостиницы.
"Вместе с тем одна из основных причин спада - именно высокие цены на гостиницы",- отмечает Кокора. В пример он приводит гостиницу "Измайловская", повысившую цены за этот год на 30-100%. "Цены растут, и туристов из-за этого становится все меньше",- констатирует Кокора. Он предполагает, что снижение турпотока в Россию приостановится только тогда, когда в России будет достаточное количество гостиниц туристического класса.
"Гостиницы должны прилагать все усилия, чтобы получить поток у туроператора, а сегодня все происходит наоборот. Сейчас существует такой острый дефицит, что у нас треть туристов на октябрь до сих пор не размещена",- негодует Кокора. Гендиректор компании "Дельфин" (один из крупнейших операторов внутреннего туризма) Сергей Ромашкин также считает, что основная причина снижения темпов роста въездного туризма - высокие цены. "Поездка в Россию обходится в среднем в 1300- 1500 евро, за эти деньги в Россию ехать не хотят. Кроме того, мода на Россию на Западе прошла: большинство западного турпотока состояло из людей старшего поколения",- говорит Ромашкин. "Россия считается направлением "культурного туризма". Конкурирующие в этом направлении страны, например Китай и Чехия, стоят в два раза дешевле. Кроме того, политика выдачи въездных виз в этих странах гораздо либеральнее",- соглашается гендиректор компании "Академсервис" Леонид Исакович.
Для исправления ситуации туроператорам надо актуализировать туристический продукт и вкладывать больше денег в рекламу России как туристического направления, считают туроператоры. "Рекламный госбюджет на этот год составил примерно $3-4 млн.
Для сравнения: Венгрия тратит на собственную рекламу около $25 млн, Китай - около $1 млрд",- говорит Исакович из "Академсервиса". "Нужно уделять больше внимания продвижению страны, работать с западными потребителями и агентами",- соглашается Сергей Ромашкин из "Дельфина".
Чтобы завоевать более молодую аудиторию, туроператорам надо отходить от набивших оскомину комбинированных туров Москва-Петербург, добавляет он. "А попыток создать современные туры с актуальной программой, хотя бы вроде Love Parade в Берлине, который привлекает сотни тысяч туристов, я в России не видел",- заключает гендиректор "Дельфина".

СОФЬЯ ПРИЛЕВСКАЯ

Деловая газета "Бизнес"