14.09.2006

МТС пожаловалась на дешевизну «Мотива». Федеральный оператор недоволен рекламной кампанией регионального конкурента



Как стало известно „Ъ“, свердловский филиал сотовой компании МТС обратился в областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с жалобой на своего основного конкурента в регионе — местную компанию «Мотив». По мнению федерального оператора, рекламные щиты «Мотива» со слоганом «Неизменно дешевле» имеют признаки недобросовестной рекламы. Эксперты же считают, что таким образом операторы «большой тройки» пытаются усилить конкурентную борьбу с регионалами, у которых неожиданно оказались весьма крепкие позиции на рынке.

По словам представителей свердловского филиала МТС, в УФАС их заставила обратиться рекламная кампания «Мотива», которая содержит слоган «Неизменно дешевле». «Это ненадлежащая реклама, которая не соответствует законодательству РФ. Ведь потребители воспринимают ее, как будто все услуги “Мотива” дешевле, чем у других сотовых компаний», — считают в МТС. Также в компании добавили, что рекламные плакаты были размещены сразу после введения принципа «платит звонящий» и содержали еще и фразу «Мы цены не поднимаем». «А это не является достоверной информацией, так как “Мотив” все-таки изменил цены на некоторые свои услуги», — пояснили в компании.

В антимонопольном ведомстве корреспонденту «Ъ» подтвердили получение заявления от МТС. «Сейчас мы запросили разные документы у сторон, только после их изучения мы примем решение, рассматривать это дело или нет», — рассказала начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции УФАС Людмила Смирнягина.

В «Мотиве» считают претензии федерального оператора необоснованными. «Слоган “Неизменно дешевле” касается только наших предложений, и никаких сравнений и параллелей с услугами других операторов мы не проводим», — сказал директор по маркетингу «Мотива» Константин Брызгалов.

Стоит отметить, что реклама «Мотива» уже не в первый раз становится предметом разбирательства в УФАС. Так, в 2004 году свердловское управление антимонопольной службы признало, что реклама тарифа «Моби-Лето» свердловской компании дискредитирует МТС. Дело в том, что она была построена на слогане «Моби-Лето и никаких джинсов», а у МТС в то время действовала линейка тарифов «Джинс». «Мотив», хотя и настаивал, что никакой смысловой связи с тарифами конкурента в его рекламной кампании нет, и она прежде всего рассчитана на молодежь, которая носит демократичную одежду — джинсы, был оштрафован.

Ъ ООО «Екатеринбург-2000» (торговая марка «Мотив») — единственный оператор сотовой связи, работающий исключительно на территории Свердловской области. С 1996 года работает в стандарте D-AMPS, с 2002 года запустил сеть в стандарте GSM. По данным ИК J’son&Partners, занимает 9 место в России по количеству абонентов.

Не исключено, что если свердловские антимонопольщики и на этот раз вынесут решение не в пользу регионального оператора, «Мотиву» придется провести контррекламную кампанию. Так, челябинская УФАС в июне нынешнего года по заявлению всех федеральных операторов (МТС, «Билайн», «МегаФон») и «Уралсвязьинформа» вынесла предписание ООО «Челябинская сотовая связь» (работает под торговой маркой Tele 2) опровергнуть их слоган «Всегда дешевле» во всех рекламных носителях, где он фигурировал. Правда, Tele 2 сейчас оспаривает это решение в арбитражном суде.

Между тем особенное внимание МТС к рекламным кампаниям «Мотива» наблюдатели расценивают как элемент конкурентной борьбы. Дело в том, что оба оператора на сегодняшний день являются лидерами на рынке сотовой связи в Свердловской области: у МТС, по их данным, 1,3 млн абонентов, у «Мотива» — 1 млн (для сравнения — у «Билайна» — 900 тыс. , у «Мегафона» — 880 тыс. , у «Уралсвязьинформа» — около 400 тыс. ). При этом из-за демпинга абонентская база регионального оператора стабильно увеличивается, в том числе за счет клиентов федеральной компании. «“Мотив” сейчас показывает очень высокие темпы прироста и вскоре может обогнать МТС», — считает руководитель отдела аналитики екатеринбургской компании «Маркетинг-Бюро», которая занимается исследованиями на рынке сотовой связи, Сергей Климентьев. Этого не исключает и директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин, который указывает на то, что в противостоянии федеральных и региональных сотовых компаний, уход с рынка которых прогнозировали еще несколько лет назад, последние не только не сдаются, но и даже иногда превосходят коллег. «В частности, из-за действий “Мотива” МТС вынуждена держать достаточно низкие тарифы в Свердловской области, а это не может не злить федерального оператора, которому очень важны высокие операционные показатели», — считает господин Селянин.

НИКОЛАЙ ЯБЛОНСКИЙ

КоммерсантЪ