28.08.2006

Нарушение и наказание. Изменить систему взимания административных штрафов власти пытаются уже не первый раз



Предпринимателям придется пересмотреть свое отношение к административным нарушениям после того, как правительство принципиально изменит систему взимания штрафов, суммы которых вырастут в разы. При определении наказания за все правонарушения, в том числе экономические, размер штрафа будет устанавливаться в строго фиксированной сумме, а не дифференцированный в МРОТ, как это происходит сейчас.

Изменить систему взимания административных штрафов власти пытаются уже не первый раз. Так, в прошлом году депутаты законодательного собрания Рязанской области внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, где приравнивали "штрафной" МРОТ (100 руб.) к установленному тогда общероссийскому (800руб.)- правда, только за нарушения правил дорожного движения. А в конце 2005 года четыре сенатора во главе с бывшим начальником ГАИ Владимиром Федоровым предложили увеличить "штрафной" МРОТ до 400 руб. Впрочем, оба этих предложения были отклонены.

Однако на этот раз реформировать порядок административного наказания обещает правительство страны, что фактически гарантирует успешность прохождения этой инициативы через Госдуму. В конце прошлой недели вице-премьер Александр Жуков заявил, что правительство считает необходимым отказаться от исчисления штрафов, в том числе за нарушение ПДД, исходя из величины МРОТ. "Штрафы вообще должны быть не в МРОТ, а в фиксированных суммах,- утверждает Жуков.- В Минюсте сейчас идет работа над тем, чтобы прекратить эту порочную практику".

Оценивавшие это предложение эксперты говорят, что реализация такого предложения уменьшит "степень справедливости" КоАП. Дело в том, что размер наказания, установленного в административном кодексе за одно и то же нарушение, подчас сильно различается. К примеру, за одно из самых распространенных нарушений ПДД - превышение установленной скорости движения от 40 до 60 км/ч - наказание может составить от одного МРОТ (100 руб.) до трех. За правонарушения, связанные с предпринимательской деятельностью, размер наказания еще больше дифференцирован. Одним из самых "популярных" в экономической сфере штрафов является наказание за неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ) или за использование ККТ, исключенной из государственного реестра ККТ, рассказывает директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин. Размер этого штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет от 30 до 40 МРОТ (3-4 тыс. руб.), для юрлиц - от 300 до 400 МРОТ (30-40 тыс. руб.). "Пороговые значения при определении суммы штрафа установлены для того, чтобы дифференцировать размер ответственности за совершенное правонарушение,- напоминает Костальгин.- Если эта система будет упразднена, наказания за административные правонарушения станут менее справедливыми". Кстати, Конституционный суд в своих решениях не раз отмечал необходимость дифференциации размера ответственности за нарушения закона, подчеркивает Костальгин.

Наличие так называемых штрафных вилок обусловлено необходимостью учета вины конкретного лица при совершении правонарушения, соглашается юрист альянса юридических фирм Magisters Legas Марта Сюткина. "Конечно, дифференцированный подход предполагает субъективную оценку должностного лица, которое накладывает штраф. Однако бороться с имеющимися в этой связи злоупотреблениями со стороны должностных лиц нужно, наверное, другими способами",- говорит Сюткина.

Правда, на практике дифференцированные ставки за нарушение норм КоАП фактически не действуют, возражает руководитель юридической практики "Консалтинговых услуг" Александр Костин. "В судах назначаются минимальные значения штрафов, в органах власти - максимальные. Поэтому можно сказать, что действующий сейчас способ определения штрафных санкций достаточно субъективен. Поэтому идея установить фиксированные штрафы - правильная",- объясняет Костин. Кроме того, не исключает Дмитрий Костальгин, вполне возможно, что сама идея установить фиксированные штрафы- не более чем элегантный повод повысить размер штрафов как таковых.

Однако, по мнению Сюткиной, ничего плохого в этом нет: "Размер штрафов за многие административные правонарушения должен быть увеличен - это станет одним из стимулов к тому, чтобы не нарушать установленные КоАП запреты".

как штрафуют за границей

За рубежом система определения штрафов за административные и иные правонарушения различается по странам, Однако существует несколько основных принципов. Так, в Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии и Франции размер штрафов определяется исходя из уровня дохода правонарушителя. Причем если в Германии и Франции максимальный размер штрафа ограничен законодательно, то в Финляндии подобных ограничений нет. Кроме того, лишь в Финляндии эта система распространяется на сферу дорожно-транспортных нарушений. В других странах штрафы за нарушение правил дорожного движения зафиксированы в денежном эквиваленте без учета дохода конкретного нарушителя. Похожий порядок действует в Австрии, где штрафы назначаются в так называемых дневных ставках. Размер дневной ставки определяется с учетом материального положения лица. Аналогичный принцип применяется в Восточной Европе, например в Польше, а также в некоторых европейских странах, в частности в Испании.



АЛЕКСЕЙ САВКИН

Деловая газета "Бизнес"