28.08.2006

Брэнд сивой кобылы. Комедия про рекламу на астраханском кинофестивале



Проходящий в Астрахани VII российский фестиваль комедийных фильмов "Улыбнись, Россия!" пользуется большим успехом у местного населения. Заполнившие зал астраханского кинотеатра "Октябрь" женщины и дети с любопытством восприняли производственную комедию из жизни криэйтеров "Рекламная пауза", открывавшую фестивальный кинопоказ. Редким шансом посмотреть трэш Сергея Гинзбурга, которому прямая дорога сразу на видео, воспользовалась ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

Один из актеров, представлявших "Рекламную паузу" астраханским зрителям, Юрий Стоянов посетовал, что деятелям поп-культуры чаще приходится выступать под девизом "Ржи, Россия!", и выразил надежду на то, что предложенный фильм все-таки вызовет более тонкую реакцию – именно в виде улыбки. Публика послушалась своего любимца и во время просмотра хохотала несильно – видимо, в общем и целом воспринимала увиденное с сочувствием к нелегкому труду людей, помогающих производителям всякой дряни впаривать ее доверчивому потребителю. Зритель в очередной раз оказался добрее авторов, которые своих персонажей недолюбливают и изображают их с почти нескрываемой брезгливостью.

Юрий Стоянов играет директора рекламного агентства, которое без обиняков называется Zoopark. В нем содержится несколько человекообразных существ – любимый директорский шимпанзе и два сотрудника (Даниил Спиваковский и Юрий Колокольников). Вскоре к ним добавляется третий (Александр Олешко) – провинциальный учитель литературы, случайно оказавшийся на съемках очередного ролика и экспромтом сочинивший какой-то слоган. Слоганы (допустим, "Кто стирает 'Биоласт', того ждет любовь и страсть") и прочие рекламные идеи в фильме выставляются нарочно примитивными, без всяких там каламбурчиков и словесных игр в духе "Поколения П", отчего работа рекламщиков представляется не только этически сомнительной, но и тупой, никак не связанной с умственной деятельностью или способностью вникнуть в человеческую психологию, а требующей прежде всего цинизма и напористости.

Один из соавторов сценария "Рекламной паузы" Денис Родимин уже не первый раз (достаточно вспомнить фильм "Никто не знает про секс") проявляет редкий талант нашпиговывать повествование идиотами всевозможных сортов и оттенков, а также придумывать фантастические ситуации, подаваемые под видом абсолютно обыденных и типичных. И если в производственной сфере толика сюрреализма лишь бодрит, то в личной жизни несколько озадачивает, как, например, линия с женой учителя, как-то раз имевшего несчастье жениться, случайно ошибшись дверью и зайдя в загс. С тех пор он старается пристроить жену (Ольга Арнтгольтц) в хорошие руки, хотя занятие это обреченное, потому что в хозяйстве девушка умеет производить только разрушения и, несмотря на свою субтильность, здорова пожрать.

В Москве она подворачивается знаменитому артисту Бакланову, имеющему медийное лицо Владимира Тишко, исполнителя прославленного скетча "Вы все еще кипятите?". Пока артист снимается в рекламе, бывший учитель, переквалифицировавшийся в криэйтера, помогает жене по хозяйству и учит ее, как правильно встречать мужика с работы: не криками "Как мне надоело сидеть дома одной!", а ужином со свечами и подобострастными позами. В общем, работа упорно неотделима от личной жизни – и там, и там сплошное притворство и расчет, и все притворяются не теми, кем на самом деле являются. Фотомодель оказывается проституткой, а кондитерский король – кандидат Кендибаров, из которого герои лепят конфетку для предвыборной кампании – торговцем оружием и наркотиками. Есть, впрочем, в "Рекламной паузе" ценности надежные и непреходящие. Самым честным и подкупающим своей искренностью на фоне общего лицемерия персонажем оказывается директор советского завода, на котором не только до сих пор производится хрустящий картофель "Радость", но и исправно функционируют партийная и комсомольская организации. Герои приходят к нему с идеей объединить два брэнда в один, рекламируя в одном ролике чипсы и пиво,– не только абсурдной в практическом отношении, но и ставящей перед ними непосильную задачу впрячь в одну телегу советского хозяйственника и выросшего в Лондоне англомана-пивовара, которых может объединить только то обстоятельство, что у них имеются примерно одинакового возраста разнополые дети.

Любопытно даже не то, что классово чуждых друг другу "Ромео" и "Джульетту" удается благополучно спарить, а то, что когда директор-советофил и бизнесмен-западник сливаются в пьяном угаре над бутылкой водки и сосисками с горошком, скорее второй подстраивается идеологически под первого, собираясь вступить в партию и проклиная корпоративную культуру, и свадьба детей планируется не в понтовом ресторане, а в заводской столовке. В свете этой моды на советскую ностальгию остается только пожалеть, что кинотеатр "Октябрь" в Астрахани поспешили переоборудовать. А как бы органично смотрелась "Рекламная пауза" под скрип дерматиновых сидений и треск рвущейся в проекторе пленки!

КоммерсантЪ