24.08.2006

Купить конкурента. Компании борются в Сети за чужие бренды



Набрав в поисковом интернет-портале “Яndex” название агентства недвижимости “Миэль”, одной из первых вы можете получить ссылку на ее конкурента — компанию “Инком”. На запрос “Внешторгбанк” поисковик выдает ссылку на сайт “Абсолют банка” и туда же предлагает отправиться тем, кто ищет банк “Юниаструм”. Покупка названий конкурирующих фирм и брендов на популярных интернет-порталах — один из эффективных приемов конкурентной борьбы. За границей возмущенные его применением конкуренты не раз доводили дело до суда. У нас такие процессы — дело скорого будущего, полагают юристы.


Не на своем месте

Сейчас в российских системах по продаже контекстной рекламы можно купить любое слово, будь то название компании или бренда, — все они продаются по аукционной системе и оплачиваются по безналичному расчету. “Мы не можем отследить, кто и какие слова приобретает”, — объясняет сотрудник одного из поисковых порталов. Поэтому получить ссылку на конкурента можно на всех популярных поисковых порталах Рунета — на “Яndex”, Rambler, “Апорт” и Google.

Например, несколько месяцев подряд в этом году портал “Яndex” на запрос по слову “Миэль” выдавал ссылку на сайт конкурирующего агентства “Инком-Недвижимость” прямо над результатами поиска, а не в обычном рекламном месте — верхнем правом углу экрана. По словам руководителя службы интернет-коммуникаций “Инком-Недвижимости” Евгения Семьешкина, специальное рекламное агентство размещает рекламные объявления “Инкома” по всем ключевым словам, которые, по данным “Яндекс.Директ”, относятся к теме недвижимости. Это несколько тысяч слов и словосочетаний и вполне естественно, что в их число попадают названия крупных игроков рынка, объясняет Семьешкин. “Инком-Недвижимость” осознала важность такой рекламы — от 15% до 50% клиентов в агентство приходят именно по объявлениям в Сети — и в этом году в пять раз увеличила бюджет на интернет-рекламу, рассказала и.о. директора департамента маркетинга и рекламы “Инком-Недвижимости” Лидия Гречина. После этого количество запросов в системе на слово “Инком” заметно выросло: если в декабре 2005 г. их было 34 569, то в марте этого года — уже 58 698. В июле пользователи искали “Инком” в два раза чаще, чем “Миэль”.

Компании “Миэль” тактика “Инкома” не слишком импонировала. “Несколько дней назад нам удалось договориться, чтобы "Инком" не размещал свою рекламу над результатами поиска по нашему бренду”, — рассказал “Ведомостям” Виктор Щеглецов, руководитель интернет-отдела компании “Миэль”. Он считает некорректным размещение рекламы выше результатов поиска: “Это все равно что поставить рекламный щит напротив офиса конкурента”. Тем не менее агрессивная рекламная политика дает эффект: у “Инкома” количество эксклюзивов (квартир, продающихся через агентство) больше, чем у “Миэль”: 4500 против 1900.

Тонкий подход

“Абсолют банк”, сделавший полтора года назад ставку на продвижение в Сети с помощью поисковой рекламы, разработал специальную систему по ее размещению. Компания покупает несколько сотен словосочетаний и слов, в том числе названия популярных розничных банков, поясняет Динара Сулейманова, начальник управления маркетинга “Абсолют банка”. Вместе со словами “ипотека”, “автокредит” или “кредитные карты” приобретаются слова “Внешторгбанк”, “Банк Москвы” и “Райффайзенбанк”. При этом “Абсолют банк” ориентируется на самую популярную услугу конкурента. Если пользователь набирает в поисковике слово “Внешторгбанк”, скорее всего, он интересуется ипотекой, поэтому он увидит объявление “Абсолют банка” под слоганом “Купить квартиру стало проще”. Если поступает запрос на “Юниаструм”, занимающийся денежными переводами, “Яndex” выдает ссылку на “Денежные переводы в Подмосковье”, ведущую на сайт www.absolutbank.ru.

Елена Горелова
Иван Филиппов

далее...

Ведомости