23.08.2006

Чиновник — друг ритейлера. Сети нашли самых перспективных партнеров в регионах



Недавно стало известно, что Pyaterochka Holding покупает пермскую сеть "Семья". На фоне региональных приобретений, сделанных федеральными ритейлерами с 2003 года, эта покупка сразу же встала особняком. Ведь впервые федеральный оператор собирается приобрести розничный актив, контролируемый крупными чиновниками,- основными владельцами компании ЭКС, управляющей "Семьей", считаются губернатор Пермского края Олег Чиркунов и министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. По прогнозам экспертов, для федеральных ритейлеров сети, контролируемые высшими региональными чиновниками, в ближайшее время станут самыми интересными активами в регионах.

Удобное покровительство

В тесных связях с крупными чиновниками за последние пять лет подозревались все более или менее крупные ритейлеры.

Например, в конце 90-х среди ритейлеров бытовало мнение, что совладельцем "Седьмого континента" является министр правительства Москвы и руководитель департамента потребрынка столичного правительства Владимир Малышков. Другими причинами конкуренты не могли объяснить, как "Седьмой континент" смог получить в собственность крупнейшие советские гастрономы в центре Москвы.

По аналогичным причинам - стремительному развитию в Санкт-Петербурге - владелицей "Пятерочки" в 2003-2005 годах было принято считать жену бывшего губернатора Петербурга Ирину Яковлеву. Правда, после того как полтора-два года назад, готовясь к IPO, оба ритейлера раскрыли имена владельцев, тема участия функционеров в розничном бизнесе пошла на убыль.

Однако в регионах, как утверждают участники рынка, "губернаторские" сети до сих пор встречаются повсеместно.

"Практически в каждом регионе есть сеть, в которой либо доля, либо контрольный пакет принадлежит либо местному губернатору, либо мэру. Владение, разумеется, не прямое- бизнес записан на родственников чиновника или третьих лиц, но в регионе все знают имя настоящего хозяина,- утверждает сотрудник одной из федеральных сетей, просивший не называть его имени в печати.- Как правило, это "номер один" или "два" на местном рынке, управляющий от 30 до 70 магазинов".

По мнению участников рынка, опрошенных вчера"Бизнесом", в той или иной степени контролируются местными властями белгородская "Пятерочка", челябинская "Макфа-ритейл", красноярская сеть АЛПИ и др.

"Такие проекты существуют. Но это не афишируется.

Самый известный пример - волгоградская "Пятерочка" (50% местного франчайзи сети владеет экс-мэр Волгограда Евгений Ищенко)",- соглашается гендиректор "Патэрсона" Юрий Яковчик. Напомним, одна из статей, по которой обвиняется арестованный в мае мэр,- "злоупотребление служебными полномочиями". Основанием для обвинения стало, в частности, лоббирование градоначальником интересов ООО "Тамерлан", волгоградского франчайзи "Пятерочки" (участники рынка считают, что Ищенко принадлежит 50% долей в ООО).

Лучшие площадки- своим

Еще один "губернаторский" проект в рознице - пермская сеть "Семья". Основателями и основными владельцами ритейлера считаются бывший губернатор Пермской области, а ныне министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев (занимал должность гендиректора, а затем президента ЭКС) и нынешний губернатор Пермского края Олег Чиркунов (возглавил группу ЭКС после избрания Трутнева в 1996 году главой Перми). Интерес к "Семье" участники рынка считают закономерным - это крупнейший ритейлер Пермского края, управляющий более чем 20 супер- и гипермаркетами.

По словам участников рынка, "губернаторские" сети всегда владеют лучшими площадками в городе. "Благодаря административному ресурсу получить нужный объект в регионе можно гораздо быстрее, чем в Москве",- отмечает Яковчик.

"Без административного ресурса хорошие участки не получить. "Своим" сетям предоставляется лучшее",- свидетельствует эксперт Евразийского института мерчандайзинга Сергей Лынков. Его слова подтверждает обвинение, предъявленное волгоградскому градоначальнику: "По прямому указанию Ищенко в угоду его личным интересам магазинам "Пятерочка" незаконно выделялись земельные участки в престижных районах города",- говорится в обвинении.

Лакомый кусок

Наличие хороших участков делает сети, подконтрольные региональным чиновникам, самыми привлекательными активами для федеральных ритейлеров. "Причин несколько,- говорит управляющий сетью "Вестер" (Москва) Владимир Фришер.- Во-первых, торговаться с профильными ритейлерами в регионах сложно. Для них их магазины - это единственный бизнес, они боятся потерять доход, надеются еще поднять цену за счет удорожания недвижимости и т. д. А с чиновниками-ритейлерами сговориться гораздо проще. Для них ритейл никогда не был основным источником доходов.

Во-вторых, покупая сеть, можно быть уверенным, что покупаешь лучшие места в города плюс в виде довеска несколько участков, на которых прежние владельцы еще не успели начать строительство. Словом, купив магазины у губернатора, федеральная сеть занимает доминирующее положение в регионе". Один из поставщиков говорит, что региональные чиновники уже готовы избавляться от розничных активов: "Розница не оправдала всех надежд.

Бизнес оказался весьма сложным, а растут ритейлеры в регионах медленней федералов - не больше 20-30% в год (для сравнения, московские сети - на 50-100% последние три года).

Да и противостоять агрессивной экспансии москвичей уже трудно". По мнению директора консалтинговой компании A. T.

Kearney Руслана Коржа, мешать сделкам по "губернаторским" сетям может только одно обстоятельство. "Вряд ли федеральным сетям нужно все, что будут выставлять на продажу чиновники. Не испытывая проблем с площадками, такие сети, как правило, выросли до больших размеров. Но если сеть насчитывает 50 магазинов, московским операторам может пригодиться только 10-15 из них.

Придется долго искать приемлемый вариант. Тем не менее это один из самых привлекательных активов",- говорит эксперт.

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Деловая газета "Бизнес"