07.08.2006

Власти уплотняют торговую застройку



Столичные власти озаботились низким уровнем обеспеченности Москвы торговыми площадями по сравнению с другими столицами европейских государств. Правительством столицы утверждены новые расчетные нормативы, используемые при проектировании размещения объектов сетевой торговли местного значения.

В департаменте потребительского рынка и услуг Москвы "Бизнесу" рассказали, что если раньше нормативы социально-гарантированного уровня обеспеченности торговыми площадями были единые для всего города и составляли 120 кв. м на тысячу человек, то сейчас они (нормы) будут дифференцированы по районам Москвы. В частности, в спальных районах (вблизи МКАД) норма обеспеченности торговыми площадями на тысячу человек составит 170 кв. м, в районах периферийной и средней зоны (зона ограничена магистралями первого и второго класса радиальных и кольцевых направлений) - 250 кв. м, в районах центральной части города- 300 кв. м.

Норматив будет увеличиваться по мере продвижения к центру. Например, в ЮгоЗападном округе Москвы в таких районах, как Ясенево, Южное Бутово, норма составит 170 кв. м, а в Академическом и Гагаринском районах- 250 кв. м; в Северо-Восточном округе в Южном Медведкове, Свиблове - 170 кв. м, а в Алексеевском и Алтуфьевском районах- 250 кв. м; в Юго-Восточном округе в таких районах, как Люблино, Марьино,- 170 кв. м, а в Выхине, Жулебине - 250 кв. м; в Западном округе в Кунцеве, Крылатском- 250 кв. м, в Филях - 170 кв.

м; в Центральном округе для всех районов предусмотрена норма 300 кв. м.

Кроме того, документом определены нормативы пешеходной доступности торговых предприятий. Например, не менее чем в 500 м от места проживания каждого москвича должен быть дисконтный продовольственный магазин и магазин хозтоваров, не далее чем в 800 м - супермаркет.

Эксперты поддерживают эту инициативу, сетуя на нехватку торговых помещений в столице. В центре города наблюдается дефицит продуктовых магазинов, во многих же спальных районах- нехватка торговых помещений, рассчитанных на продажу товаров для дома, говорит руководитель отдела исследований и аналитики компании Praedium Ольга Кисарина. Из новых районов лишь в Митине и Марьине построена необходимая торговая инфраструктура, добавляет эксперт. "Исходя из новых стандартов, вероятно, что в ходе зонирования городских территорий власти будут выделять дополнительные площадки для строительства именно объектов торговой недвижимости. Поэтому новые нормативы, введенные столичными властями, являются для игроков этого рынка бесспорно выгодными",- добавляет Кисарина. Но в то же время, считает она, те застройщики, которые реализуют жилые проекты, вряд ли обрадуются нововведениям, поскольку для них торговая составляющая является неизбежным обременением.

Однако заместитель директора департамента реализации "МИАН-девелопмент" Наталья Усова придерживается иного мнения, считая, что введение подобных нормативов не сильно отразится на застройщиках в том случае, если речь идет о районах комплексной застройки. "Причина в том, что первые этажи современных жилых домов изначально спроектированы под инфраструктурные объекты. Поэтому обеспечить нужное количество торговых и в том числе продовольственных магазинов и прочих в этих районах не составит проблемы",- добавляет эксперт. Сергей Блохин, ведущий консультант отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании "Миэль-недвижимость", также считает, что строительство торговых площадей не будет обременением для застройщика. "Главное - выбрать правильное место, например, можно расположить торговый комплекс не внутри жилого массива, а у дороги: это повысит его проходимость и, как следствие, ликвидность",- поясняет эксперт.

ОКСАНА КАРПОВА, МАРГАРИТА ФЕДОРОВА

Деловая газета "Бизнес"