07.08.2006

«Продажный» рост экономики



Темпы роста российской экономики в июле составили 7,4%, став максимальными за последние два года. Такие данные представил в конце прошлой недели Московский народный банк (MNB). Как свидетельствует ВВП-индикатор банка, в июле экономика развивалась интенсивнее, чем в июне, когда рост ВВП составил 7,3%. Таким образом, июль продемонстрировал продолжение позитивного тренда второго квартала по восстановлению темпов роста экономики, замедлившихся в прошлом году. Однако эксперты предупреждают, что рост носит неустойчивый характер и может дать сбой уже во втором полугодии.

По данным MNB, в начале третьего квартала 2006 года российская экономика демонстрирует дальнейшее увеличение темпов роста ВВП, хотя и не столь интенсивно, как в июне. Согласно ВВП-индикатору банка, в мае рост экономики в годовом исчислении составил 6,8%, в июне - 7,3% и в июле - 7,4%. По статистике банка, июльский рост стал самым высоким с апреля 2004 года.

Индикатор MNB несколько отличается от данных Минэкономразвития, согласно которым в мае ВВП вырос на 8,1%, в июне - на 6,9%.

Однако в целом цифры свидетельствуют о начавшемся во втором квартале ускорении темпов роста. На прошлой неделе МЭРТ официально повысил свой годовой прогноз по росту ВВП с 6,1% до 6,5%. Сейчас темпы роста близки к динамике 2004 года, когда экономика росла поквартально в среднем на 7%. В 2005 году среднеквартальный рост замедлился до 6%. Так, если в июле 2004 года рост ВВП, по данным МЭРТ, составил 7,9%, то в июле прошлого года - 6,4%.

Эксперты провал прошлого года связывают с замедлением динамики сырьевых отраслей, которое к началу второго квартала 2006 года было преодолено. "Если в прошлом году планы по добыче полезных ископаемых были сорваны, то в этом году динамика добывающего сектора превысила прогноз МЭРТ",- сравнивает консультант департамента консалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем" Алексей Калинин. "В прошлом году рост экономики происходил на фоне слабой динамики в промышленности, прежде всего в "нефтянке", где низкие темпы были обусловлены фактором ЮКОСа",- добавляет ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Кроме того, продолжает он, в этом году, в отличие от прошлого, импорт не мешает расти отечественной промышленности.

"Годом ранее происходило быстрое расширение рынков из-за притока нефтедолларов, подстегивавших рост доходов и спрос, который удовлетворялся во многом за счет потока импорта, и в этой ситуации производители не могли использовать свой потенциал. В этом году, с одной стороны, импорт растет в неконкурирующих сферах (например, машиностроение) и в конечном итоге работает на конкурентоспособность экономики. С другой стороны, расширяющийся спрос способствует развитию обрабатывающих производств",- говорит Белоусов. Однако, полагает он, во второй половине года возможно торможение темпов роста. "Сохраняется неопределенность в сельском хозяйстве, вызванная вероятностью потери значительной части урожая. А также скажется летний кризис на алкогольном рынке",- считает он.

Алексей Калинин обращает внимание на то, что сейчас значительный вклад в рост экономики - более трети объема ВВП- вносят сферы торговли и услуг, подогреваемые ростом потребительского спроса. "Причина успехов этого года - в активном развитии торговли и услуг. Поэтому и колебания динамики ВВП зависят от них, а не от промышленности. Но рост, зависимый от торговли, носит нестабильный характер и в долгосрочном периоде (три-пять лет) сохраниться не сможет",- говорит эксперт. Поскольку кардинальных реформ в экономике не происходит, то достичь устойчивых темпов роста за счет внутренних факторов, считает Калинин, России сейчас невозможно, в отличие от некоторых соседей по СНГ, которые структурные реформы провели. Так, в Казахстане средний темп роста ВВП за последние пять лет превышал 9%. Отмечая важность политического фактора для развития экономики, Калинин приводит в пример Украину, где рост ВВП до "оранжевой революции" составлял до 12% в год, а после 2004 года резко замедлился до 2%.

ОЛЬГА КУВШИНОВА

Деловая газета "Бизнес"